В средневековой Трансильвании желающих развестись сажали в «супружескую тюрьму»
Фото: Stephen Mcgrath |
Священник трансильванской деревушкиБьертан (Biertan) Ульф Зиглер (Ulf Ziegler) рассказал BBC о том, как в средневековой Трансильвании поступали с теми, кто решил развестись.
Деревушка Бьертан — одна из семи саксонских деревень Трансильвании, внесённых в список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь телеги, запряжённые лошадьми, по-прежнему — часть повседневной жизни, а местные жители всё так же идут торговать на мощёную центральную площадь.
Над всем этим возвышается укрепленная церковь XV века, неприступные стены которой в своё время служили защитой от турецких набегов не одному поколению саксов (саксонские деревни в Трансильвании появились в XII веке, когда короли Венгрии поселили здесь немецких колонистов). Во дворе этой лютеранской церкви есть небольшое строение с комнаткой, размеры которой напоминают кладовую.
На протяжении 300 лет супружеские пары, чей брак оказывался на грани распада, отправлялись именно сюда. Местный епископ запирал здесь мужа и жену на несколько недель — вплоть до полутора месяцев, надеясь таким образом помочь им помириться и избежать развода.
«Супружеская тюрьма»
Архивные записи того времени показывают: «супружеская тюрьма» была весьма эффективным средством против разводов.
«Благодаря сему благословенному зданию, за те 300 лет, которые Бьертан был резиденцией епископа, у нас здесь случился лишь один развод», — отметил отец Ульф Зиглер.
Сегодня это тесное, тёмное тюремное помещение — музей, где обстановку дополняют два старых манекена, изображающих супругов. В комнате — низкие потолки и толстые стены. Из обстановки — только стол и стул, сундук для хранения вещей и традиционная саксонская кровать, такая маленькая, что кажется детской.
Обстановка скудная: стол и стул, сундук для хранения вещей и узкая кровать. Фото: Stephen Mcgrath |
Поскольку помещение было предназначено для того, чтобы супруги снова нашли общий язык, всё рассчитано на совместное пользование — один стул у стола, одна подушка на двоих…
Лютеранство, религия трансильванских саксов, регулировало большинство аспектов их жизни. И хотя развод при определённых обстоятельствах (например, в случае измены одного из супругов) был разрешен, предпочтительным все же считалось сохранить союз обвенчанных.
Таким образом, семейная пара, решившая развестись, добровольно шла к епископу, который отправлял их в супружескую тюрьму, чтобы проверить, действительно ли разногласия настолько глубоки, что их не могут исправить даже шесть недель существования бок о бок в тесном помещении.
Те, кто хотел развестись, шли к епископу, а тот давал им последний шанс разрешить свои противоречия в крохотной комнатке с толстыми стенами и низким потолком. Фото: Stephen Mcgrath |
«Эта тюрьма была инструментом для сохранения в обществе давно заведенного христианского порядка», — объяснил о. Ульф.
Он добавил, что такая процедура ещё и защищала женщин и детей, которым приходилось в жизни гораздо труднее, если их покидал мужчина-кормилец.
Как выжить родителю-одиночке
И если развод все-таки случался, муж должен был выплачивать бывшей жене половину своих доходов. Однако если он женился второй раз и снова разводился, второй жене не доставалось ничего.
В XII столетии саксонских поселенцев (изначально прибывших сюда, в центральную часть нынешней Румынии, из областей Европы, которые сейчас принадлежат Германии, Франции, Бельгии и Люксембургу) — пригласил венгерский король Геза II, чтобы заселить и экономически поднять сельскую Трансильванию и воздвигнуть защитный барьер от турецких и татарских набегов.
Трансильванские саксы были людьми трудолюбивыми и изобретательными, мастерами на все руки. Бьертан быстро превратился в важный торговый городок и местный культурный центр. К 1510 году его население достигло пяти тысяч.
Многие нынешние жители ведут хозяйство по старинке, как и пять-шесть веков назад, и зарабатывают на жизнь, продавая свою сельхозпродукцию. На окружающих Бьертан зелёных холмах пастухи пасут овец.
Церковь со стенами 11-метровой высоты для средневековых саксов была не только местом молитвы, но и безопасным убежищем. Фото: Stephen Mcgrath |
«В те времена причиной остаться вместе была не любовь. Причиной было стремление выжить, а для этого — держаться друг друга и вместе трудиться», —отметил о. Ульф Зиглер.
Он добавил: «Когда супружескую пару запирали на полтора месяца, для обоих супругов становилось очень проблематичным обеспечить себя достаточным количеством пищи на следующий год. Так что они решали побыстрее выйти и снова вместе трудиться, чтобы не помереть с голоду».
Священник считает, что сегодня концепция такой тюрьмы — урок для современных поколений супружеских пар.
И не он один так думает: по его словам, к нему уже не раз обращались супруги, которые хотели бы использовать старую добрую комнату с толстыми стенами для того, чтобы спасти свой разваливающийся брак.
«В современных семьях всё меньше и меньше времени остается друг на друга, мы гораздо более эгоистичны, чем наши предки. Мы страдаем от одиночества, и поэтому нам надо больше разговаривать друг с другом, чтобы понять, что для нас самое важное и что нас связывает друг с другом», — заключил священник.