Умерла американская писательница Урсула Ле Гуин
Фото: Variety.com |
Знаменитая американская писательница, автор романов в жанрах научной фантастики и фэнтези Урсула Ле Гуин скончалась в своем доме в городе Портленд (штат Орегон) в возрасте 88 лет, сообщает The New York Times.
По словам сына писательницы Тео Даунса Ле Гуина, в последние месяцы она плохо себя чувствовала. Точная причина ее смерти не указана.
Произведения Ле Гуин переведены более чем на 40 языков, в том числе на русский, и изданы миллионными тиражами. В числе наиболее известных ― романы «Левая рука тьмы», «Планета Роканнона», «Планета изгнания», а также серия повестей о вымышленном мире Земноморье. На основе одной из последних японский художник-мультипликатор Горо Миядзаки снял полнометражный мультфильм «Сказания Земноморья». Он вышел на экраны в 2006 году.
Урсула Ле Гуин стала единственным фантастом США, которого удостоили чести при жизни войти в пантеон авторов элитной «Library of America». Прежде там издали Филипа К. Дика и Курта Воннегута, обоих — спустя годы после смерти.
Биография Урсулы Ле Гуин
Урсула Крёбер Ле Гуин родилась 21 октября 1929 года в Беркли (шт. Калифорния, США) в семье Алфреда Луиса Крёбера (1876-1960) и Теодоры Кракау (1897-1979). Родители были учеными-антропологами, мать получила известность за свою книгу об Иши ― последнем представителе индейского племени Яхи.
В 1951 году Урсула Кребер получила степень бакалавра искусств в женском Рэдклифф-колледже (Кембридж, шт. Массачусетс), в 1952 году ― степень магистра искусств в Колумбийском университете (Нью-Йорк). В 1953-1954 годах, получив грант по программе Фулбрайта, изучала во Франции средневековую литературу, однако защищать диссертацию не стала.
Фото: Inverse.com |
В середине 1950-х вернулась в США, работала преподавателем французского языка и литературы в Мерсеровском университете (штат Джорджия) и университете штата Айдахо.
Урсула Ле Гуин начала профессиональную литературную деятельность в 1960-х. Преимущественно она работала в жанрах научной фантастики и фэнтези.
Широкую известность в качестве автора научно-фантастических произведений ей принес «Хайнский цикл», получивший название по вымышленной планете Хайн ― центру межпланетного объединения цивилизаций Лига Миров. Цикл включает в себя романы: «Планета Роканнона» (1966), «Планета изгнания» (1966), «Город иллюзий» (1967), «Левая рука Тьмы» (1969), «Обделенные» (1974), «Толкователи» (2000), повесть «Слово для леса и мира ― одно» (1972), сборник «День рождения мира» (2002).
Основное место в фэнтезийном направлении творчества Урсулы Ле Гуин занимал цикл «Земноморье». Начало ему положил рассказ «Слово освобождения» (1964), за которым последовали романы «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971), «На последнем берегу» (1972), «Техану» (1990), «На иных ветрах» (2001). Также в цикл включены несколько рассказов.
Урсула Ле Гуин являлась автором ряда произведений, не входивших в эти две серии. В их числе: романы с утопическими мотивами «Резец небесный» (1971), «Глаз цапли» (1978) и «Всегда возвращаясь домой» (1985), квазиисторический роман «Малафрена» (1979), повесть для подростков «Далеко-далеко отовсюду» (1976) и др.
Писательница выпустила ряд детских и поэтических книг, а также несколько сборников статей. В 2017 году была издана последняя прижизненная книга Урсулы Ле Гуин: сборник эссе No Time to Spare: Thinking About What Matters («Нет времени для отдыха: размышления о значимом»), в котором изложила свои взгляды на культурное восприятие фэнтези, старение, повседневную жизнь и др.
Урсула Ле Гуин на встрече с читателями, читает фрагмент из повести «Лавиния», 2008 г. Фото: Wikipedia.org |
Первым отдельным русскоязычным изданием произведений Урсулы Ле Гуин стал сборник «Планета изгнания», выпущенный в 1980 году в серии «Зарубежная фантастика» московским издательством «Мир». Он включал в себя произведения из «Хайнского цикла» и внецикловые рассказы.
По произведениям Урсулы Ле Гуин сняты телефильм «Резец небесный» (1980, режиссеры Фред Барзик и Дэвид Локстон, США), мини-сериал «Волшебник Земноморья» (2004, Роберт Либерман, США), анимационная картина «Сказания Земноморья» (2006, Горо Миядзаки) и др.
Творчество
Ле Гуин отличается от других писателей-фантастов прежде всего более гуманитарным уклоном, акцентом на социологию и антропологию. Это особенно заметно в научно-фантастических книгах так называемого Хайнского цикла, объединённых темой культурного взаимодействия планет далёкого будущего. Наиболее показателен в этом отношении роман «Обделённые», снабжённый подзаголовком «Неоднозначная утопия» и повествующий о культуре, основанной на анархизме.
Несмотря на фантастические детали, книги Ле Гуин — всегда о человеке. Романы Хайнского цикла рассказывают о конфликтах, взаимодействии и взаимопроникновении отличающихся друг от друга культур. Зачастую эти культуры отмечены необычными, порой экзотическими чертами, и обыгрывая эту необычность, автор приглашает читателей задуматься об их собственных мировоззрениях.
Миры Ле Гуин, убедительные в мельчайших деталях, населены персонажами, главное в которых — их неизменно человеческие черты. В отличие от многих других авторов фантастики, цель, к которой направлены сюжеты её книг, часто находится внутри героя — это взросление, преодоление себя, познание или вхождение в другую культуру, отыскание в себе ответа на какой-то вопрос, а не какое-то свершение или преобразование мира вне самого себя.
Так, например, ставшие классикой фэнтези повести о Земноморье — «Волшебник Земноморья» (1968), «Гробницы Атуана» (1971), «На последнем берегу» (1972), «Техану» (1990) — могут интерпретироваться как притчи о взрослении, о встрече с иным, о жизни и смерти и мире с самим собой. По мотивам книги цикла — «На последнем берегу» — Горо Миядзаки снял анимационный фильм «Сказания Земноморья».