В ВШЭ открывается бакалавриат по комиксам
В 2018 году в Школе дизайна НИУ «Высшая школа экономики» в рамках образовательной программы «Дизайн» запускается профиль «Комикс», сообщает портал «Год литературы».
Для поступления, помимо сдачи ЕГЭ, абитуриентам нужно пройти творческий конкурс: экзамен по истории искусств и творческий проект.
«Программа профиля выстроена на сочетании теоретических и практических дисциплин, необходимых будущим комиксистам и иллюстраторам. Студенты параллельно изучают историю искусств, основы работы с повествовательным контентом — арт-райтинг, технологии рисунка и графический дизайн, осваивают компьютерные дизайн-программы, основы режиссуры и сценария и с первых занятий начинают заниматься собственными комиксными проектами», — говорится в описании направления.
Студенты будут изучать классические приемы художника-графика, овладеют навыками сценариста и редактора при переработке литературного текста, научатся синтезировать в одном проекте несколько видов графических изображений и шрифтов, попробуют себя в роли дизайнера книги и периодического издания, мультипликатора.
Кафедра комиксов в МФПА
Первая кафедра комиксов в России появилась в Московской финансово-промышленной академии в 2011 году. Ее возглавил художник Павел Сухих (Хихус), автор фестиваля «Коммиссия».
В России это стало первым большим экспериментом, связанным с серьезным обучением искусству комиксов и манги.
Методом обучения стали западные стандарты, основанные на мастер-классовом обучении.
Павел Хихус занимается комиксами уже не первое десятилетие и даже придумал ставший международным проект фестиваля комиксов, который ежегодно собирает самых известных авторов в этом жанре со всего мира.
В мире существуют аналогичные университетские курсы. Около двух лет назад дисциплина «сочинение комиксов» появилась в шотландском вузе - Эдинбургском университете имени Джона Непира, а в университете Данди, также в Шотландии, комиксы начали изучать как литературные произведения.
История комиксов
Комикс (от англ. comic — смешной) — рисованная история, рассказ в картинках.
Традиция рассказов в картинках восходит к XVI и XVII веку, когда в Валенсии и Барселоне начали продавать картинки для народа, чаще всего на религиозную тематику. Это были пересказы житий святых в сериях небольших гравюр, отпечатанных на листках цветной бумаги («аллилуи»).
«Аллилуи» в XVI и XVII веках были широко распространены во Фландрии, Франции и Германии.
В XIX веке в Эпинале налаживается фабричное производство историй в картинках. Так, на фабрике Пеллерена издали 600 историй, состоящих из 16 квадратных картинок с подписями (классическая испанская «аллилуйя» насчитывала 48 картинок).
Вскоре комиксы пришли в США, где получили наибольшую популярность.
Первый американский комикс «Медвежата и тигр» вышел в 1892 году в журнале «The San Francisco Examiner» (редактор Уильям Рендолф Херст). Трест печати Херста широко использовал иллюстрацию, с появлением же комиксов они становятся любимым оружием херстовской прессы, впрочем, как и прессы его соперника Джозефа Пулитцера.
В 1894 году в типографии World установили первую машину, печатавшую в четыре краски, причём, получаемые оттиски уже не походили на яичницу с помидорами. 18 ноября World выпустил в воскресном номере первый действительно удавшийся комикс. Ричард Ф. Ауткольт, рисовальщик газеты Electric World, поставлял ей комиксы, в которых главными действующими лицами были клоун и овчарка. Так появилась первая комическая серия в воскресной газете.
Позже Ричард Ауткольт (Richard F. Outcault) выпустил серию «Аллея Хогана». Второстепенным персонажем в нём присутствовал маленький мальчик в жёлтом костюме, который очень полюбился жителям Нью-Йорка. Ауткольт сделал его главным героем.
Херст стал заполнять комиксами воскресный выпуск своей газеты Morning Journal. «Жёлтого малыша» в World рисовал и раскрашивал Джордж Б. Люкс. Осенью 1899 года Херст меняет печатный станок, который печатал четыре страницы цветных рисунков, на станок, печатающий 16 страниц. Воскресная газета выпускает комиксы сначала на восьми страницах, а затем на 16.
Одним из самых видных рисовальщиков Херста был в то время Уинзор Маккей, который считался скорее специалистом по политической карикатуре, чем по комиксам. Он сотрудничал в нью-йоркской газете Херста New York American и в свободное время нарисовал мультфильм «Динозавр Герти».
В XX веке комикс стал одним из популярных жанров массовой культуры. К этому времени комиксы, в основном, утратили комичность, за которую получили название. Основным жанром комиксов стали приключения: боевики, детективы, ужасы, фантастика, истории о супергероях.
В конце XX века большую популярность приобретают азиатские жанры комикса: японская манга и, несколько менее известные, китайская маньхуа и корейская манхва. Развитие манги в Японии началось ещё с окончанием Второй мировой войны, однако на Западе азиатский комикс оставался малоизвестен до тех пор, пока многие из манг не были экранизированы в виде аниме (жанр японской мультипликации).
В начале XXI века комиксы получили новое воплощение за счёт новых компьютерных технологий, используемых при раскрашивании комиксов, а также целого ряда талантливых художников, таких как Эшли Вуд, Тодд Макфарлейн, Сэм Кит, Паоло Ривера, Грег Капулло, Умберто Рамос, Джузеппе Камунколи, Томм Мур и др. Комиксы стали не только рисовать карандашом, но и писать маслом, а также комбинировать первое и второе в сочетании с графическими цифровыми технологиями. Множество из комиксов было экранизировано в Голливуде, а фильмы имеют невероятный успех во всем мире.
Комиксы в России
В Советской России широкого распространения комикс не получил. Однако отдельные примеры всё же существовали.
Так, технику комикса использовал Владимир Маяковский в своих агитационных плакатах Окна сатиры РОСТА. В 1937 году вышла детская книга-альбом «Рассказы в картинках» художника Николая Радлова. В 1955 году из Румынии в СССР переехал Юрий Павлович Лобачёв, отец российского (эмигрантского) и сербского комикса, однако после единственной разрешённой попытки в 1966 году в пионерском журнале «Костёр» вынужденно вернулся к политической карикатуре.
Небольшие истории в картинках печатались в «Весёлых картинках» для детей и в журнале «Крокодил» для взрослых, изредка иностранные комиксы публиковались в журнале «Наука и жизнь».
В 1991—1994 годы выходил журнал «Муха». Предприятие Российского Союза ветеранов Афганистана «Велес-ВА» в 1990—1998 годы издавало журналы комиксов, ориентированные в основном на патриотическое воспитание молодёжи, были там и просто развлекательные комиксы; журнал считается удачным и комиксы переиздаются поныне. С 1999 по 2003 выпускался журнал «Великолепные приключения». Однако до 2010-х годов в России комиксы не пользовались большой популярностью, и многие говорили, что комикс-культура в России не сложилась.
В середине 2010-х Россия впервые в своей истории переживает бум комиксов. Рисованные истории издаёт более десятка издательств, среди них — «42», XL Media, «Комикс Арт», «Панини», «Азбука». На русском языке выходят самые известные зарубежные графические романы, возникают специализированные магазины комиксов. Ежегодно проводится фестиваль комиксов «КомМиссия». По мнению ряда издателей, этот бум связан с успехом экранизаций комиксов и появлением комикс-фэндома.
В 2012 году издан комикс «Иллюстрированная Конституция России». Также, в 2012 году издательство Bubble Comics начало издавать четыре серии своих комиксов: «Майор Гром», «Бесобой», «Красная фурия» и «Инок»; спустя два года вышли две новые серии — «Экслибриум» и «Метеора».