Паисий Святогорец: "Леденец похвалы и пустота тщеславия"
|
"Делай то, что делаешь, любочестно, ради Христа, а не из человекоугодия". |
Хвастовство
-
Геронда, в ком сидит гордость, тот всегда
объявляет о добре, которое делает?
-
Объявляет или не объявляет, всё равно
скрытое самодовольство в нём сидит!
На
днях пришёл ко мне один человек. Говорил
всё о себе да о себе и то и дело вставлял:
"Говорю это во славу Божию".
Рассказывает-рассказывает... "Говорю
это во славу Божию". Я аккуратно
замечаю: "Может, немного и твоей славы
тут есть?" - "Да нет же, - отвечает,
- всё во славу Божию..." Получается,
человек пришёл не для того, чтобы
рассказать о том, что его волнует, а
чтобы поведать о своих достижениях "во
славу Божию", хотя на самом деле он
всё рассказывал ради своей собственной
славы.
Во всяком случае, человек
всегда теряет, если сообщает другим о
сделанном им добре и гордится сделанным.
Только без толку трудится, ещё и
осуждается. Один человек, который
готовился стать священником, за сорок
дней до хиротонии удалился в глухой
монастырь. Спустя тридцать восемь дней
ему нужно было выйти из монастыря в мир.
И он из кожи вон лез, чтобы вернуться в
монастырь и "отсидеть" ещё два дня,
чтобы потом говорить, что провёл в
монастыре сорок дней перед хиротонией.
Ведь и Моисей, прежде чем получить десять
заповедей, пробыл на Синае сорок дней!..
Потом он всем говорил: "Я перед
хиротонией провёл в уединении сорок
дней". Но разве так приходит благодать?
Да лучше бы он просидел двадцать или
пятнадцать, или вообще ни одного дня,
чтобы не иметь повода хвалиться, что
просидел сорок дней, - больше бы благодати
получил.
|
"Когда человек руководствуется любочестием, то ощущает внутри покой, а человекоугодие приносит в душу беспокойство". |
- Геронда, апостол Павел
говорит "Хваляйся, о Господе да
хвалится" (1 Кор. 1,31). В такой похвале
может быть гордость?
- Нет. Как же в ней
может быть гордость? Не гордость, а
славословие, благодарность Богу. Если
мы считаем за великую честь и за
благодеяние то, что Благой Бог устроил
так, что мы стали христианами, то в этом
нет никакой гордости. Если, допустим,
кто-то считает особым благословением
и радуется, что Бог дал ему хороших и
благочестивых родителей, то это не
значит, что человек хвалится мирской
похвалой. Это значит, что он испытывает
благодарность Богу.
Человекоугодие
-
Геронда, я часто чувствую неудовлетворённость
и обиду.
- Что за обиду?
- Да вот думаю:
"Почему люди не понимают, скольких
усилий мне стоит сделать такое-то дело,
и не проявляют ко мне уважения?"
-
Когда человек делает что-то со смирением
и любовью и не находит понимания, то,
естественно, может почувствовать обиду,
хотя это и неправильно (по крайней мере,
в этом случае есть некоторые смягчающие
обстоятельства). Но когда человек требует
от других признания, это уже хуже. Это
проявление эгоизма, ощущения своей
правоты, человекоугодия.
Насколько
возможно, действуй со смирением. Делай
то, что делаешь, любочестно, ради Христа,
а не из человекоугодия или тщеславия,
дабы услышать похвалу от людей. Когда
человек не принимает похвалы от людей,
а трудится только ради Бога, то Бог
награждает его в этой жизни, подавая в
изобилии Свою благодать, а в будущей
дарует блага рая.
|
"Постарайся, чтобы ни в одно твоё благое дело не вклинивалось человекоугодие". |
- Геронда, а может
к любочестию примешиваться человекоугодие?
-
Диавол, который хочет всё осквернить,
может через человекоугодие похищать у
человека часть любочестия. У человека
есть здоровое честолюбие - любочестие,
но если он не будет внимателен к себе,
то заразится человекоугодием, и потом,
что бы ни делал такой человек, это не
будет приносить плода. Это всё равно
что черпать воду дырявым ведром. Но если
человек осознает, что любое дело, которое
делается из человекоугодия, пустое, то
у него сразу отпадёт всякое желание
делать что-либо напоказ. Его глаза не
захотят видеть почестей, а уши слышать,
что о нём говорят другие.
- А я вот
не могу различить, где в моих поступках
любочестие, а где человекоугодие.
-
Чистое видно сразу. Когда человек
руководствуется любочестием, то имеет
внутреннее извещение, то есть ощущает
внутри покой, тишину, а человекоугодие
приносит в душу беспокойство и
смущение.
- Геронда, помысел говорит
мне, что я впадаю в искушения из-за того,
что моё сердце не принадлежит всецело
Богу.
- Да, частью его владеет
человекоугодие. Постарайся, чтобы ни в
одно твоё благое дело не вклинивалось
человекоугодие, дабы получать
вознаграждение за труд полностью, без
удержаний в пользу тангалашкиi,
и наслаждаться в полной мере внутренним
миром. Анализируй мотивы своих поступков,
и как только заметишь, что действуешь
из человекоугодия, сразу же его
отсекай.
"Тангалашка одним лишь леденцом похвалы обманывает человека". |
Если будешь подвизаться
таким "добрым подвигом" (1 Тим.
6,12), то освободишься от мирских побуждений,
центром которых является человеческое
"я". Тогда всё пойдёт как надо и не
будет у тебя искушений ни внешних, ни
внутренних, а будешь ты наслаждаться
внутренним миром.
- Геронда, меня
огорчает мой застой в духовной жизни.
Мне бы хотелось каждый день идти вперёд.
-
Знаешь, как бывает иногда? Люди хотят
избавиться от страстей и стать лучше
не для того, чтобы угодить Богу, но чтобы
нравиться другим. Вот ты, например,
хочешь стать лучше и совершенствоваться
в духовной жизни. А ты подумала, почему
ты этого хочешь? Для того чтобы стать
ближе к Богу или чтобы казаться лучше
прочих сестёр? Допустим, что ты стараешься
приходить в церковь раньше других. А
почему? Для того чтобы не опаздывать на
службу, потому что так правильно или
чтобы приходить первой и получать
похвалы от сестёр? Духовный человек
думает о том, чтобы нравиться Богу, а не
людям. "Если бы я хотел нравиться
людям, - говорил апостол Павел, - то не
был бы рабом Христовым" (Ср.
Галл.1.10).
- Геронда, я всегда боюсь,
как бы ни пасть в глазах людей, но не
думаю о том, чтобы ходить правильно
перед Богом. Как сделать так, чтобы
всегда иметь страх Божий?
- Нужно
трезвение. В любом действии, даже в самом
малом, в центре должен быть Бог. Обрати
всё своё существо к Богу. Если ты возлюбишь
Бога, то твой ум постоянно будет занят
размышлениями о том, как Ему угодить,
как нравиться Богу, а не о том, как
нравиться людям. Это тебе поможет
освободиться от тяжёлых оков человекоугодия,
которые являются для тебя препятствием
к более высокой жизни. И когда ты станешь
радоваться тому, что падаешь в глазах
людей, то будешь внутренне услаждаться
Сладчайшим Иисусом.
"Другие будут для нас движущей силой или Христос?". |
Леденец
похвалы
- Геронда, я услышала
похвалу и...
- Ну и что? Нас что должно
волновать? Как другие к нам относятся
или как к нам относится Христос? Другие
будут для нас движущей силой или
Христос?
Ты серьёзный человек, так
не веди себя легкомысленно. Меня часто,
в том числе и люди важные, хвалят, а меня
от их похвал тошнит. Я смеюсь про себя
и отбрасываю их похвалы подальше. И ты
тоже, лишь услышишь что-то подобное,
сразу отбрасывай подальше от себя. Это
вещи гнилые! Что мы приобретаем оттого,
что другие нас хвалят? Только то, что
завтра-послезавтра над нами будут
смеяться тангалашки? Человек, который
радуется, когда другие его хвалят,
обманывается бесами.
Если человек
повреждён, то есть заражён гордостью
или предрасположен к ней, то любые
похвалы, "мирские" или "духовные"
(относящиеся к телу или к душе), вредны.
Поэтому лучше просто так других не
хвалить. Ведь если человек слаб духовно,
то своей похвалой мы ему только навредим,
он может погибнуть.
Похвала как
наркотик. Например, человек, который
начинает произносить в храме проповеди,
может после первого раза спросить
других, удалась ли проповедь, на что ему
следует обратить внимание, чтобы не
причинить вреда слушателям. Другой
человек, чтобы его ободрить, может
сказать: "Ты хорошо говорил, только
на то-то, мне кажется, стоит обратить
внимание". Но потом склонный к гордости
проповедник может дойти до того, что
будет спрашивать мнение других, только
чтобы услышать от них похвалу. И если
ему скажут: "Да, хорошая была проповедь",
- он обрадуется. "Вот как меня хвалят",
- будет думать он и надмеваться. Но если
ему скажут: "Плохая проповедь", -
начнёт переживать. Видите, как тангалашка
одним лишь леденцом похвалы обманывает
человека? Сначала человек спрашивает
с добрым расположением, чтобы понять,
в чём он должен исправиться. А потом
начинает спрашивать мнение других,
чтобы услышать похвалу, которая доставляет
ему радость!
"Вот как меня хвалят",
- будет думать он и надмеваться". |
Если вы радуетесь и
испытываете чувство удовлетворения,
когда вас хвалят, и расстраиваетесь и
вешаете нос, когда вам делают замечание
или говорят, что такое-то дело вы сделали
не очень хорошо, то знайте, что это
состояние мирское. И волнение ваше
мирское, и радость мирская. Человек
духовно здоровый радуется, если ты ему
скажешь: "Это у тебя плохо получилось",
потому что этим ты помогаешь ему увидеть
свою ошибку. Он признаёт, что сделал
дело не очень хорошо, поэтому Бог его
просвещает, и уже в следующий раз он
сделает его хорошо. Но опять же будет
считать, что не он сделал его, а Бог. "Что
я один мог бы сделать? - говорит такой
человек. Если бы Бог мне не помогал, я
бы делал одни несуразности". У такого
человека правильное устроение.
-
Геронда, как сделать так, чтобы мы
чувствовали себя одинаково, и когда нас
хвалят, и когда ругают?
- Если возненавидите
мирскую славу, то с одинаковым расположением
будете принимать и похвалу, и
поношение.
Тщеславие
- Геронда,
почему я ощущаю внутри пустоту?
- Это
от тщеславия. Когда мы стремимся
возвыситься в глазах людей, то ощущаем
внутри пустоту - плод тщеславия. Ведь
Христос приходит не в пустоту, а в сердце
обновлённого человека. К сожалению,
часто люди духовной жизни часто стремятся
приобрести добродетель, но ещё хотят
иметь и что-то, что питало бы их гордость,
- общественное признание, привилегии и
т. д. Так у них в душе появляется пустота,
пустота тщеславия. Нет полноты, нет
сердечной радости. И чем больше в них
растёт тщеславие, тем больше увеличивается
пустота в душе и тем больше они страдают.
-
Геронда, отчего происходит тяжесть,
которую я испытываю в своём делании?
-
Не подвизаешься со смирением. Тот, кто
подвизается со смирением, не встречает
трудностей в своём делании. Но когда у
человека есть духовные устремления,
сопровождаемые тщеславием, тогда в душе
возникает тяжесть.
Остальные страсти
не так сильно препятствуют нам в духовном
восхождении, если мы смиренно призываем
милость Божию. Но когда тангалашка нас
уловляет тщеславием, то завязывает нам
глаза и принуждает идти за собой по
узкой и опасной тропинке, тогда-то мы и
ощущаем в душе тяжесть, потому что
находимся в области действия тангалашкиных
сил.
Духовная жизнь не то, что мирская.
В мирской жизни, чтобы, например,
какое-либо предприятие имело успех,
необходимо сделать хорошую рекламу,
распространить эти, как там, буклеты,
постараться сделать так, чтобы о тебе
узнали. Но в духовной жизни "предприятие"
будет успешным, только если человек
возненавидит мирскую славу.
"Радуйся, когда на тебя не обращают внимания". |
- Геронда,
как отогнать тщеславные помыслы?
-
Радуйся вещам противоположным тем, к
которым стремятся мирские люди. Только
имея устремления, противоположные
мирским, можно действовать в области
духа. Хочешь, чтобы тебя любили, - радуйся,
когда на тебя не обращают внимания.
Хочешь почётное место - садись на
скамейку. Ищешь похвал - возлюби
уничижение, дабы ощутить любовь
уничиженного Иисуса.
Ищешь славы -
стремись к бесчестию, чтобы ощутить
славу Божию. И когда ощутишь славу Божию,
тогда почувствуешь себя счастливым и
будешь иметь в себе радость, большую
радостей всего мира.
Из книги " Страсти и добродетели". Старец Паисий
Святогорец.
Слова. Том V
iТангалашками старец Паисий называет бесов.