Иностранцы рассказали, что думают о поездках в плацкарте
Фото: Primorye24.ru |
О том, какую важную роль железные дороги играют в России, иностранные туристы начинают понимать еще до посадки в поезд — как только изучают списки вокзалов, которых лишь в одной Москве насчитывается девять штук, а в Санкт-Петербурге — пять.
Многих приятно удивляют цены на самые дешевые билеты, однако к суровым спартанским условиям плацкарта оказываются готовы далеко не все, сообщает телеканал 360.
Ты не ты, когда голоден
Проходящий чемпионат мира по футболу сподвиг туристов со всего мира путешествовать из одного российского города в другой. Футбольный обозреватель New York Times Рори Смит отправился из Екатеринбурга в Самару плацкартным вагоном и совершил, по его словам, «тактическую ошибку» — не приберег достаточных запасов еды.
«Я не взял в дорогу нормальную еду. А все наличные деньги потратил на вафли, поэтому двери вагона-ресторана были для меня закрыты. А там можно было поесть спагетти или сэндвичи», — посетовал журналист.
От голодной смерти его «спасла» соседка по вагону, которая сразу же стала угощать иностранца яйцами, огурцами, помидорами, бутербродами с колбасой и кексами. Когда желудок Смита был уже полон, соседка достала клубничное печенье. Несмотря на вежливый протест британца, она все же ухитрилась положить печенье ему в сумку.
«Сомневаюсь, что подобное могло произойти со мной в Великобритании. Спасибо вам большое, леди», — приводит телеканал слова британца.
Что думают французы и американцы о плацкарте
«Рассказываю тем, кто никогда не ездил в плацкарте: это просто спальный скотовоз с полками в два яруса, без разделения на купе, без дверей», — рассказаывает француз Александр Латса о своем путешествии из Москвы в Карелию.
Его первоначальный шок от увиденного сменился новым — пассажиры чудесным образом управляются в столь маленьких пространствах без особых проблем.
«Я восхищаюсь русскими, которые могут легко устроиться и спать в поездах. Поезд в России — это точная противоположность метро в Москве. В поезде все уважают личные границы и пространство соседа, а в московском метро этого просто нет. Это дисциплинированное умение жить в поездах — остатки советского прошлого?» — удивляется француз.
Фото: Vgudok.com |
Не меньше поразило Латса и радушие пассажиров. По пути в сторону вагона-ресторана он заметил россиян, которые уже достали на стол свои припасы.
«На мой сдержанный взгляд на колбасу незнакомец отреагировал моментально: схватил еду и передал ее мне. Я первый раз столкнулся с русской щедростью к незнакомцам, иностранцам и просто чужакам: та же рука протянула мне стакан водки. До вагона-ресторана мы так и не дошли, оставшись с этими незнакомцами. Это было началом товарищества на одну ночь, откровенных разговоров и поглощения всевозможной жидкости», — вспоминает иностранец.
Прогадала с питанием в плацкарте и американка Шеннон. Ей на помощь также пришел сосед по вагону, который к тому же, как выяснилось, неплохо говорил по-английски.
«Самое главное, он дал мне пищу! Я голодала, поскольку не взяла с собой ни курицы, ни огурцов, ни даже крохотного вареного яйца! Рассчитывала, что в поезде будет вагон-ресторан, наивная! В этом поезде не было даже воды, только вот этот „дозатор“ для кипятка, из которого можно заварить чай. Так я выучила урок, как путешествовать на некоторых российских поездах — приносить с собой вареные яйца, хлеб, картошку и пирожки, чтобы выжить!» — рассказала Шеннон.
Приключение немца на Транссибе
Немецкий корреспондент газеты Zeit Бьерн Эрик отважился прокатиться в плацкарте по Транссибу. Внешний облик российского поезда он нашел схожим с теми, что курсировали по Германии в 1950-х годах.
«У двери в вагон стояла проводница в сером костюме, своим видом не дававшая повода усомниться в том, что она знает свои полномочия. Я бы с удовольствием рассказал ей, как мы рады предстоящей поездке по Транссибу, однако ее выражение лица не слишком располагало к этому», — вспоминает Эрик.
Фото: Vgudok.com |
Ему запомнилась невероятная суета, которая воцарилась, когда пассажирам стали выдавать постельное белье: «Проводница раздавала белье, в связи с чем в вагоне начался хаос. 52 пассажира одновременно начали размещать под и над полками свой багаж, распихивать по пакетам и пакетикам вещи, которые пригодятся им в дневное и ночное время и по-солдатски быстро расстилать матрасы. Потом вдруг все вокруг разом успокоилось».
Когда пришло время отходить ко сну, журналиста из Германии озадачил вопрос: что делать, если кто-то из пассажиров будет храпеть?: «Например, я сплю очень чутко. Но оказалось, что вопрос был не совсем корректен: вокруг храпел не кто-то один, а сразу много людей. Настолько много, что их храп слился в общий, достаточно приятный и баюкающий фон, под который можно неплохо подремать. Так, по крайней мере, я сказал своей спутнице. Она показала мне жестом, что я сошел с ума, и отвернулась».
За что британцы любят плацкарт
Британец Том Кларк считает, что жизнь в российских поездах, и в особенности в плацкартных вагонах, — уже давно стала неотъемлемой составляющей национальной культуры России: «Будто добровольные заключенные, пассажиры прекрасно знают правила поездок. Они преклоняются перед вагонными традициями».
Британец очарован традицией россиян посидеть в тишине на удачу перед дальней дорогой, долгими прощаниями с родными вплоть до настойчивых просьб проводников, и, конечно же, стаканами под чай: «Эти стаканы узнаваемы для всех россиян. Они состоят из двух частей: собственно стеклянного стакана и железной подставки, и многие пассажиры часто пытаются втихомолку оставить их себе в качестве сувенира. Их надежный дизайн напоминает сами поезда, он очень практичный и советский, а кружевной узор на кованых подстаканниках наводит на мысли о сюжетах старинного фольклора. Российские поезда были созданы, чтобы пить чай».
Отмечая магическую атмосферу путешествий по железной дороге в России, британец делает еще более любопытный вывод, который, возможно, отчасти и объясняет развитый у граждан «навык выживания» в плацкартных вагонах: «Для русских поезд — это второй дом».
«Коллективный стриптиз» ― история плацкартных вагонов
Плацкартный — один из видов пассажирских вагонов в России и других странах СНГ. Является самым массовым типом вагонов в этих странах.
Термин «плацкартный» происходит от плацкарты — дополнительной к проездному билету карточки или квитанции, позволяющей занимать определённое нумерованное место в определённом вагоне.
Плацкартные вагоны III класса открытого типа (4 полки поперек вагона и 2 полки вдоль вагона) строились ещё в дореволюционной России — например, на казённых железных дорогах это были вагоны с длиной кузова 14 и 18 метров.
В 1920-е годы различные заводы строили 14-метровые вагоны. В 1928–1941 годах массовое производство деревянных вагонов с длиной кузова 20,2 м. было развёрнуто на Ленинградском и Тверском (Калининском) заводах.
Интерьер плацкартного вагона с линкрустовой отделкой. А.Л. Папян, «Едут на учебу», 1953 |
В 1934 году Калининский завод построил первый в СССР цельнометаллический вагон с условным названием «ДИП» («Догоним и перегоним»). Он имел 25-метровый кузов, традиционно зауженный у тамбуров, 62 места для лежания (или 82 места для сидения). Модель была построена в нескольких опытных образцах, но в серию не пошла.
В 1946 году Ленинградский завод им. И.Е. Егорова построил опытный образец плацкартного вагона современного типа, с цельнометаллическим кузовом длиной 23,6 м и шириной 3,106 м. Вагон имел плоские наружные стены, 60 лежачих или 90 сидячих мест. С 1947 года серийное производство аналогичных вагонов началось параллельно на Ленинградском и Лианозовском заводах.
В 1950 году Ленинградский завод прекратил производство открытых вагонов и переключился на купейные, багажные, почтовые и специального назначения. Лианозовский завод построил последний вагон в 1952 году.
С 1951 по 1960 годы выпуском плацкартных вагонов занимался Калининский вагоностроительный завод, постепенно совершенствуя конструкцию. Все вагоны имели окна с форточками и принудительную вентиляцию.
С 1966 года Калининский (Тверской) ВСЗ выпускает плацкартные вагоны практически непрерывно, оставаясь единственным производителем плацкартных вагонов в самом СССР, а ныне — и в России.
Бывший президент ОАО РЖД Владимир Якунин в конце срока своего президентства признал поездку в плацкартных вагонах своеобразным «коллективным стриптизом»: «Коллективный стриптиз на 70 человек едва ли соответствует нашим представлениям о праве личности на безопасность и интимность. Я считаю, что сегодня развитие нашего общества уже таково, что раздеваться-одеваться прилюдно только потому, что плацкарта несколько дешевле, чем купе, не совсем правильно».