Исследование: половина выпускников вузов жалеет о своём выборе

Компании считают, что взаимодействие с вузами очень важно, но решаются наладить такие связи только самые успешные и крупные организации. Все это ведет за собой ряд проблем: выпускников разочаровывает их специальность, а работодателей ― отсутствие практических навыков у молодых специалистов и несоответствие их знаний реальным потребностям экономики.
 
Фото: ТАСС 

Несмотря на то, что в последние годы среди абитуриентов наметилась тенденция тщательного подхода к выбору вуза и специальности, более половины выпускников в итоге жалеет о своем решении. 

Такие результаты позволило сделать исследование, проведенное специалистами рекрутингового агентства «Контакт», сообщает портал «Поступи онлайн». 

Как показали итоги мониторинга, 77% опрошенных поступили на интересующую их специальность. Однако лишь 48% не жалеют о своем выборе, а 33% выбрали бы другое направление. Таким образом, за время обучения в вузе отношение студентов если не совсем кардинально, но все же менялось. Так, 20,2% выпускников выбрали бы другой вуз, 16,5% ― уехали бы получать образование за рубеж. 

Почему так произошло? Респонденты ответили следующее: 

  • 58,5% считают, что большинство дисциплин в образовательных программах совершенно бесполезны и не нужны;
  • 52,4% пожаловались на отсутствие передовых дисциплин и возможности изучать новые технологии;
  • 50% обратили внимание на невозможность применять полученные знания на практике. 

«По образованию я экономист. Уже в конце первого курса поняла, что это не моё, но чтобы не расстраивать своих родителей, решила не бросать университет и доучиться. Во время учёбы устроилась на должность продавца-консультанта в один из магазинов модной одежды, который принадлежит крупной европейской сети. Мне сразу сказали, если буду хорошо работать, то будет возможность карьерного роста. Старалась. Через полтора года я прошла тренинг на должность визуального декоратора — это человек, который занимается оформлением магазина и витрины. Начала ездить по другим городам, помогать открывать магазины этого бренда. Спустя ещё полтора года меня назначили мерчандайзером — представителем торговой сети. Теперь я, можно сказать, одновременно живу в восьми городах: еженедельно летаю из одного в другой и смотрю, как идут дела в филиалах. Я не сижу на одном месте, мне не бывает скучно. Высшее образование мне, конечно, пригодилось (в мерчандайзеры без него не берут), а вот конкретно экономфак остался приятным воспоминанием о студенческой жизни», ― рассказывает выпускница Департамента экономики УрГЭУ-СИНХ Камилла Ильясова. 

Не окончивший факультет журналистики УрФУ Максим Максимов говорит: «Я честно пытался учиться. Один раз был отчислен, потом снова восстанавливался, сдавал зачёты, но затем всё-таки признался себе, что это не моё и оставил учёбу окончательно. Когда я ещё поступал, то искал какую-нибудь творческую профессию, подумал, что журналистика — то, что надо. Но не так я себе всё представлял. Ещё во время учёбы я купил себе фотоаппарат, стал читать книги по фотографии, практиковаться на знакомых, устраивая им фотосессии. Вскоре понял, что хочу заниматься этим профессионально. Наработал себе клиентскую базу и открыл свою фотостудию. Теперь зарабатываю тем, что мне действительно по душе. Но высшее образование всё-таки получаю. Учусь дистанционно». 

 
Фото: Postupi.online 

Авторы исследования пытались выяснить, как вузы помогают будущим обладателям дипломов с трудоустройством. Согласно результатам, университеты проводят ярмарки вакансий (58,8%), организуют стажировки в компаниях (47,5%), проводят презентации компаний (32,5%). Самыми полезными из перечисленных для студентов оказались стажировки (68,4%), интервью с потенциальными работодателями (40,5%). По мнению молодых специалистов, ярмарки вакансий наименее полезное мероприятие. 

В целом только 12,3% респондентов не смогли назвать никаких недостатков своего образования. 

Как заявляют эксперты, к сожалению, не так много вузов помогают своим выпускникам с трудоустройством. 

«Сейчас со стороны вузов существуют скорее единичные проекты, полноценно помогающие выпускникам при трудоустройстве. Компании, в свою очередь, признают важность работы с вузами, но позволить себе такие связи могут только наиболее крупные и успешные», — приводит издание слова эксперта рекрутингового портала HeadHunter Натальи Даниной. 

Как говорит эксперт «Контакта» Анастасия Стасева, оторванность вузов от компаний на российском рынке труда тянет за собой ряд проблем — разочарование в профессии, неготовность к практическому применению знаний, отставание теоретической базы от отраслевых инноваций. 

Отмечается, что, хотя в новом нацпроекте по образованию правительство обращает внимание на схожие проблемы в сфере среднего образования и предлагает решать их с помощью технологий организации WorldSkills, аналогичных мер для вузов в нем нет.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале