В центре Москвы обнаружен рогатый заяц

Образ Рогатого Зайца есть и в восточной, и в западной мифологии: впервые этот тотем появляется в энциклопедии «Четвероногие и рептилии» XVI веке. Наука объясняет наросты на голове животного действием специфического папилломавируса, что весьма скромно, если вспомнить ассоциации, которыми этот образ наделила мировая культура. Древним культам и священным животным посвящена выставка Сергея Сонина и Елены Самородовой (объединение «Свинец и Кобальт») «Развилка. Химеры средней полосы».
 

Рогатый заяц, или кролень, джекалоп, вольпертингер — химера, фигурирующая в различных фольклорных, литературных и журналистских источниках в качестве мистификации или метафоры.

(Вольпертингер, он же джекалоп // Наука и жизнь. — 1988. — № 4.)

В широкоформатных фото- и видеоработах притаившийся заяц, заяц-сеятель, заяц-пахарь символизирует народную душу. «Заяц узнаваем и в гражданском обществе, и в народном ополчении, и в смиренном принятии своей участи, и в отчаянной, бесстрашной контратаке. В этом его поприще и бремя. А он сам — тотем миллионов. Аллегорический образ» — утверждают художники, обозначая фотореализм работ как «партизанский». Здесь не зайчик дедушки Мазая из сказочной избушки — хозяин, осматривающий собственную степь, которой «аршином общим не измерить».

Главный герой короткометражного фильма Сонина&Самородовой, таксидермический рогатый заяц ростом выше любого из нас, передвигается на самых настоящих сапогах-скороходах. Заяц-жнец, заяц-спринтер, мощный своей жизненной силой, то ли с косой, то ли с молотилом, иногда, кажется — сама Смерть. Именно к этому подводят нас печные глазурованные изразцы, основной рисунок которых — скелет рогатого зайца, древний символ невероятного, ирреального и пугающего. Порой шутовского, как в случае с американцем Дугласом Херриком, подарившим чучело «зайцелопа» Рональду Рейгану и запустившим конкурс на поимку этого невероятного существа. Классический средневековый фарс с «живым мертвецом»: «Все плачут вокруг умершего родственника, но сам он, лежа на столе, проделывает такие уморительные гримасы, что все начинают смеяться, а вслед за всеми и сам умерший. […] Таким образом, смех, еда и питье побеждают смерть», — писал Михаил Бахтин. Таксидермия — та же метафизика, наука побеждать тление, возвращающая существование тому, что перестало существовать. Карнавальная фигурка-перевёртыш — русак, беляк, песчаник, настовик, травник, ковыльник, колосовик, толай, матёрый; он свой и в тундре, и в пустыне, хотя география «Развилки» — средняя полоса, зона рискованного земледелия, евразийская степь.

 

Тема химер, оживших тотемов, у Сонина и Самородовой сложна и многогранна. Красочные примеры масок и перевоплощения – полифигурная «Египетская стая» с человеко-волком, человеком-лисой, совой, барсуком, вепрем и медведем, мультимедийный «Приют для снайпера» с блуждающей женщиной-берёзой. Нарушение законов классической оптики, галлюцинации на базе индоевропейской мифологии, анимизм — всё это кладезь новых идей и экспериментов, воплощающих, по словам Сонина, «национал-романтический галлюциноз». И белоснежный рушник в лапах молчаливого вепря, и замшелый тулуп Рогатого Зайца национальны и даже романтичны — по той непосредственности, которую передали персонажам сами художники. Работы подчёркнуто статичны, жесты актёров-масок сдержанны, реплики в видео отсутствуют, герои существуют только инкогнито и крыловской морали не несут — лишь охраняют территорию.

Напряжённую атмосферу создаёт не персонаж — фон, контрастная, предгрозовая чёткость изображения. Знакомые зрителю неброские пшеничные поля и берёзовые рощи обретают если не зловещий, то предельно серьёзный смысл. Гиперболизированные образы животных (громоздкие расписанные маски, словно срисованные с детских книг, по-театральному условная одежда) в сочетании с технологиями обработки изображения позволяют увидеть не просто переигрывание архаичного культа. Возможно, перед нами новый, «технологический» миф.

На каждой из фотографий спрятано по два зайца — отсюда и «развилка».

 

Сергей Сонин — режиссер, продюсер и сценарист. Выпускник мастерской кинорежиссуры С. Арановича в Санкт-Петербургском Государственном университете кино и телевидения. В 1995 году основал творческое объединение «КБ. Светосила», в 2003 – творческое объединение «Свинец и кобальт», в 2008 году — группу «Танатос Банионис» (в переводе с японского — «Божественный ветер»). В 2011 году преподавал курс «Арт-фотография» в Британской Высшей школе дизайна.

Елена Самородова — архитектор, фотограф, художник-постановщик, выпускница Московского архитектурного института (курс Экспериментального Учебного проектирования). С 2002 года член Союза фотохудожников России, в том же году стала лауреатом конкурса «Серебряная камера» (2-е место в номинации «Повседневная жизнь»). В 2003-м году Елена Самородова вторично стала лауреатом того же конкурса, получив специальный приз Люксембургского института социального развития за серию «Городской романс». В 2011 году стала руководителем курса «Арт-фотография» в Британской Высшей школе дизайна.

Выставка проходит с 30 августа по 23 сентября в «Крокин галерее» по адресу: Климентовский пер., 9/1. Запись по предварительной договорённости: +7 (964) 564-03-03

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале