Российские школьники завоевали две золотые медали на олимпиаде по информатике в Японии
Фото: РИА Новости |
Сборная российских школьников завоевала две золотые и две серебряные медали на Международной олимпиаде по информатике (International Olympiad in Informatics — IOI-2018), прошедшей в Японии, сообщает ТАСС.
В общем медальном зачете Россия заняла 4-5 место и делит его вместе с Белоруссией, что лучше результатов прошлого года, когда мы достигли 7-9 места. При этом в 2017 году российская сборная привезла одну золотую и три серебряные медали, а в этом году — две золотые и две серебряные.
Первое место по медалям участников занял Китай, второе — Республика Корея, третье — США.
Российскую сборную представляли четыре школьника. С золотыми медалями завершили соревнования выпускник Рамазан Рахматуллин из Республики Татарстан и Владимир Романов из Москвы. Серебряные медали выиграли Михаил Анопренко из Санкт-Петербурга и Егор Лифарь из Москвы.
Ребята взяли награды, соревнуясь более чем с 900 школьниками из 85 стран мира.
Готовились к этому событию они целый год на базе Московского физико-технического института (МФТИ). На Физтехе, помимо сборной по информатике, к состязаниям готовят национальные команды по математике, физике и естествознанию. Традиционно ребята привозят с турниров сразу несколько золотых медалей. Например, с прошедшей с 21 по 29 июля международной олимпиады по физике (IPhO) в Португалии российские школьники привезли домой одну серебряную и четыре золотые медали.
Однако подготовка к турниру требует не только повышенной трудоспособности и усидчивости от школьника, но и умения справляться с психологической нагрузкой.
Как на Физтехе готовят школьников к международным олимпиадам
В этом году в МФТИ по программам бакалавриата и магистратуры поступило больше двух тысяч человек. Среди них — 17-летний первокурсник Вячеслав Кузнецов, который будет учиться на факультете общей и прикладной физики. За его плечами — участие в международной олимпиаде по физике, откуда он привез золотую медаль. Однако и у него возникали проблемы.
«Я не очень внимателен, из-за этого пропускал какие-то очень простые решения. Допускал кучу неточностей, поэтому баллы уменьшались. Так, на олимпиаде была задача, которая показалась мне сложной не потому, что ее сложно решить, а потому, что она была очень большой. Ее мало кто успел сделать полностью, я к тому же неправильно рассчитал свое время, поэтому ее сделал только наполовину. Тем не менее приехал с золотой медалью», — цитирует Вячеслава агентство.
Егор Лифарь на сборах в МФТИ. Фото: ТАСС |
По словам Вячеслава, на первые сборы его заставили поехать учителя его родной московской школы №192.
«Сказали, если я не поеду, то поставят два. Это был еще восьмой класс, поэтому была сильная мотивация», — сказал школьник и добавил, что физикой он занимается не потому, что надо, а потому, что нравится.
Путь до международной олимпиады по физике был долгий. Сначала множество сборов и отборочных состязаний. Потом — Всероссийская олимпиада, по итогам которой он был признан одним из 27 учеников, хорошо знающих физику.
«А дальше нас тренировали и отбирали. Отбор проходил на базе МФТИ, было несколько сборов, половина из них была учебной. На них нам давали новый материал, готовили к олимпиаде. А половина сборов были отборочными, где мы писали туры, набирали баллы, и в результате этого некоторые покидали отбор», — отметил Вячеслав.
Он считает, что главное в успехе не талант, а педагоги, которые тебя тренируют, и собственно сама подготовка.
Способствовала гонка вооружений
Проректор по международным программам и технологическому предпринимательству Московского физико-технического института Алексей Малеев вместе со школьниками находился в Японии на олимпиаде по информатике.
«Россия — одна из первых стран, где зародились предметные олимпиады. Школа научно-естественная и техническая всегда были очень сильны. Отчасти это, может быть, связано с тем, что у нас образование правильное, система базовая выстроена. В XX веке гонка вооружений способствовала этому», — объяснил он успехи учеников.
На олимпиаде Россию представляло больше школьников из Москва и Санкт-Петербурга, чем из регионов.
Вячеслав Кузнецов. Фото: ТАСС |
«Наверно, это связано с тем, что в этих городах сейчас собрано большее число сильных преподавателей, лучше выстроена такая организационная машина, финансирование дополнительное находят эти два региона», — рассуждает Малеев.
По его словам, на самом деле все олимпиады похожи друг на друга: «Все сидят решают, а зрители либо по трибунам, либо по балкончикам прогуливаются и смотрят на то, как решают ребята задачи. Надо не растеряться на этой истории, отвлечься от всего, сфокусироваться на задачах. Не переживать, а если какая задача не получается, то ничего страшного, нужно уметь ее отложить в сторону, решать другие задачи, потом к ней вернуться. Тактика самих соревнований очень важна».
Не смог сразу привыкнуть к калькулятору
16-летний Алексей Шишкин в этом году перешел в 11-й класс московской школы №1589. Он тоже принимал участие в международной олимпиаде по физике (IPhO) в Португалии, а до этого — в олимпиаде по физике, которая прошла в Азии.
«Азиатская олимпиада для школьников по физике была более сложной. Основные были именно на этой олимпиаде в Азии и на отборочных этапах. Например, на зимних сборах нам дали экспериментальную задачу с двумерными дифракционными решетками, с ней все справились плохо, потому что недостаточно хорошо понимали волновую оптику. Конечно, важно было быстро пройти еще несколько тем, таких как квантовая механика, та же волновая оптика, электромагнитные поля», — рассказал Алексей. Из Португалии он привез домой серебряную медаль.
Фото: ТАСС |
Российская команда заняла в этом году третье место. По мнению одиннадцатиклассника, результат мог быть и лучше: «Я еще не смог сразу привыкнуть к калькулятору, выданному на туре, и сначала долго искал нужные кнопки».
О планах на будущее Алексей говорит пространно, он только перешел в 11-й класс. Если бы его интересовала только физика, то поступил бы без раздумий в МФТИ, как делают многие ребята с IPhO.
«Но я еще неплохо знаю химию, поэтому выбирать сложно. Хотелось бы смежной специальности, то есть где нужно разбираться в обеих науках», — заключил Шишкин.
Сборы с отрезанием хвоста
Руководитель национальной сборной команды России на международной олимпиаде по физике Валерий Слободянин рассказал, что систему подготовки школьников к международным олимпиадам начали выстраивать с 1993 года.
«Во-первых, мы на каждом этапе, на каждых сборах хвост отсекаем. То есть из 30 человек после первых сборов мы оставляем, например, 18. Видно, что 12 человек идут слабенько, мы их отбрасываем. Следующие сборы — еще. И на последнем этапе оставляли восемь человек, из них пятеро ехали на международную олимпиаду», — пояснил механизм отбора школьников Слободянин.
Валерий Слободянин. Фото: ТАСС |
По его словам, все это создает среди школьников конкурентную среду. А на олимпиаде ребятам приходится решать разные задачи, например по электронике, когда они должны сами собирать схемы на специальной макетной плате, или задачи, связанные с эффектом Доплера. Каждая по-своему уникальна: «Это переменный конденсатор сложной формы. Черный ящик механический, трубка алюминиевая, с одного края там пружинка и шарик. И надо было определить массу шарика. Давалась некоторая установка, ее нужно было раскручивать, по моменту инерции все находить или колебания устраивать».
Через тернии к почету
Сейчас участие в международных олимпиадах считается почетным, но так было не всегда. По словам ректора МФТИ Николая Кудрявцева, в 90-х годах даже продвинутые педагоги относились к таким состязаниям как к чему-то несистемному. Но со временем интерес к участию в олимпиадах, на которых собирается почти весь мир, начал расти: «Когда я начинал как ректор, я помню, ко мне стали приходить креативные математики, наши физики и говорить: «Николай Николаевич, как вы относитесь к нашему участию вот в этом олимпиадном движении — во всероссийской олимпиаде, имели в виду — и то, что мы там время тратим, вкладываемся?» Я сказал: на мой взгляд, это очень хорошо и это надо поддерживать всяческим образом».
Сборы в МФТИ. Фото: ТАСС |
Он отметил, что сейчас в процесс подготовки школьников к олимпиадам включается много молодых преподавателей, которые раньше сами участвовали в состязаниях: «Артем Воронов, наш проректор, в 1998 году наш медалист олимпиады по физике, которая была в Канаде. Ему не надо ничего объяснять, он сам прошел через все эти тернии, прекрасно понимает, что нужно улучшать, и он это делает. Следующий, который идет за ним, смотрит, что нужно еще улучшить после того, как Воронов улучшил, и дальше улучшает. В этом и секрет».
Один из 29 национальных исследовательских университетов
Московский физико-технический институт — один из ведущих российских вузов, готовящий специалистов в области теоретической и прикладной физики, математики и смежных дисциплин. Один из 29 национальных исследовательских университетов. Отличительной чертой учебного процесса в МФТИ является так называемая «система Физтеха», нацеленная на подготовку учёных и инженеров для работы в новейших областях науки.
В МФТИ с момента основания сформировалась система привлечения одарённых школьников и их последующего отбора, которая включает в себя следующие направления деятельности:
- Заочная физико-техническая школа для учащихся старших классов (с возможностью бесплатного обучения в ней любого российского школьника, выполняющего соответствующие учебные требования). Для иногородних задания высылаются обычной или электронной почтой.
- Вечерняя физико-техническая школа, профильные физико-математические классы в ряде школ Москвы и области.
- Проведение ежегодных физико-математических олимпиад «Физтех» и «Открытой олимпиады школьников по программированию», которые относятся к первому или ко второму уровню олимпиад школьников. По правилам приёма в институт победители и призёры этих олимпиад получают льготу первого или второго порядка (зачисление без экзаменов или 100 баллов вместо показателя ЕГЭ по предмету соответственно).
- Разнообразные разовые мероприятия (от статей в прессе до устных выступлений), в которых напоминается о наличии Физтеха, кратко рассказывается о его истории и достижениях.
- Олимпиады и конкурсы как для школьников, так и для студентов бакалавриата других высших учебных заведений (то есть для поступающих в магистратуру).