Под парусом: где и как в МГУ можно ходить на яхте
Фото: Илья Копчинский |
— Друзья, скажите, когда появился яхт-клуб? Кто стал его идейным вдохновителем?
— Яхт-клуб МГУ появился в 1949 году. Основателями клуба называют яхтсменов Михаила Елизарова, Бориса Маслова и Юрия Якимова.
— А почему возникла такая идея?
— В 1937 году наполнились водой подмосковные водохранилища канала Москва–Волга (ныне канал имени Москвы). С этого момента началось интенсивное развитие московского парусного спорта. На водохранилищах стали появляться новые яхт-клубы, их флот быстро рос. Пополнялся календарь регат, расширялась география путешествий. В 1946–47 годах был создан студенческий яхт-клуб «Буревестник», который объединил парусные секции нескольких технических вузов Москвы. На этой волне руководство МГУ решило, что университету нужен собственный яхт-клуб.
— Много ли сегодня участников в клубе? Что их привлекает, интерес растет или падает?
— Яхт-клуб состоит из двух отделений: швертботное — короткие прибрежные гонки на небольших лёгких яхтах с экипажем в один-два человека, и крейсерское — сравнительно крупные яхты с каютой и спальными местами, рассчитанные на многодневные плавания. В экипаже такой яхты — 4–6 и больше человек. В каждом из отделений по несколько десятков участников: в этом году на швертботах занималось около 50 человек, а на крейсерских яхтах — примерно 30.
Фото: Евгений Федосов |
В последние несколько лет жизнь в яхт-клубе заметно оживилась. Мы починили своими силами причал и раздевалки, налаживаем регулярные тренировки и регулярно выходим на соревнования. Интерес к клубу потихоньку растёт. Каждую весну к нам записываются около 50 новичков. В течение сезона многие отсеиваются, а остаются те, кому действительно нравится ходить под парусом, осваивать тонкости этого дела, работать с яхтами и преодолевать трудности. Новых людей привлекает не только возможность заняться интересным, необычным и невероятно красивым спортом, но и наша команда — очень живой и веселый коллектив.
— А кто ваша аудитория?
— В швертботном отделении большинство — это студенты, аспиранты и выпускники недавних лет. В крейсерском тоже много молодёжи, но немало и возрастных яхтсменов, включая тех, кому за 60. Крейсерские гонки не предъявляют таких высоких требований к физподготовке, поэтому гонщикам среднего и старшего возраста на них проще. В основном у нас занимаются студенты, аспиранты и сотрудники МГУ. Особенно это касается швертботов. Иногда берём и студентов других вузов или выпускников МГУ, если они ходили под парусом.
— Где и как проходят ваши встречи?
— Яхт-клуб МГУ находится на Клязьминском водохранилище. Там мы храним и чиним яхты, проводим практически все тренировки. Занятия на воде начинаются уже в середине мая и продолжаются до конца сентября. Тренировки проходят практически каждую неделю по выходным, а иногда и в будни — всё зависит от погоды и возможностей наших организаторов. Большинство регат проходит на Клязьминском водохранилище, недалеко от яхт-клуба.
Фото: Илья Копчинский |
Бывают и выездные мероприятия. В последние годы команды МГУ ездили на студенческие соревнования в Ярославль, Петербург, Турцию и Китай, на спортивные сборы на Красном и Чёрном морях. Крейсерские яхты выезжают на соревнования по всей европейской России — Финский залив, Онежское и Ладожское озёра, Волга.
Зимой у нас проходят тренировки по кайтингу — катание на лыжах по снегу и льду за специальным воздушным змеем. А этой зимой планируем ещё и проводить теоретические занятия.
— Откуда берете такое дорогостоящее оборудование? Яхты — совсем не дешевое удовольствие…
— Основа крейсерского флота — яхты, которые МГУ закупил для клуба 30–40 лет назад. Несмотря на возраст, они до сих пор на ходу и вполне конкурентоспособны, однако поддерживать их состояние, обновлять паруса и оборудование, приобретать экипировку и оплачивать переезды на соревнования приходится самим гонщикам. Малый флот в нашем клубе пришёл в упадок, поэтому приходится выкручиваться. Во-первых, некоторые члены клуба купили собственные яхточки (распространённая в России одноместная яхта класса «Луч» в полном комплекте стоит около 150 тысяч рублей, но можно найти неплохой подержанный вариант за 60–70 тысяч). Во-вторых, последние годы мы арендуем несколько яхт в соседней спортшколе. Они не новые, но всё же гораздо лучше клубных. Добровольные пожертвования членов клуба дают возможность приобретать некоторое снаряжение, проводить тренировки и клубные регаты, компенсировать другие текущие расходы.
— На ваш взгляд, яхты — это вид спорта или развлекательный отдых? Если всё-таки спорт, то каково его преимущество перед другими видами?
— Как и почти любой другой вид спорта, яхты — это и спорт, и отдых, и активный досуг. Но в нашем клубе упор сделан на спортивную составляющую. Нужно много работать и на берегу, и на воде.
Фото: Евгений Федосов |
Одна из привлекательных черт парусного спорта — он очень разносторонний. Для успеха в гонках нужны и тактическое мастерство, и правильная техника управления яхтой, и хорошая физическая подготовка, и владение гоночными правилами. Имеют значение знания по метеорологии и хорошая подготовка материальной части. Наш вид спорта технический — это даёт дополнительный простор для творчества. Здорово, что много времени проводим на свежем воздухе. Очень привлекательно и то, что можно начать заниматься парусом уже в зрелом возрасте и всё равно достичь выдающихся результатов.
Помимо этого, парусный спорт очень красивый. Хорошая яхта уже сама по себе выглядит красиво, особенно если она управляется умелым рулевым и паруса правильно настроены. Да что говорить — просто посмотрите на фотографии!..
— Насколько это всё популярно в России?
— Парусный спорт у нас далеко не на первом месте по популярности. Парусом в России занимается примерно в сто раз меньше человек, чем футболом. А кто из читателей хоть раз в жизни видел трансляцию парусных гонок на отечественном телевидении? Многие вообще ничего не знают о парусном спорте! В последнее время предпринимаются правильные шаги по популяризации нашего спорта, стало больше взрослых любителей, коммерческих школ и любительских регат. Но ситуация меняется не так быстро, как хотелось бы. Конечно, это очень обидно, потому что спорт действительно замечательный. Его низкая популярность нисколько не соответствует его достоинствам.
— А как обстоят дела за рубежом?
— Это олимпийский вид спорта, и в мире он довольно популярен. В основном — в экономически развитых странах. Сейчас лидеры в парусном спорте — это Великобритания, Дания, Испания, Нидерланды, Польша, Франция, США, Аргентина, Бразилия, Австралия, Новая Зеландия. В Евросоюзе парусом занимается 18 миллионов человек! В России — по разным оценкам от 15 до 30 тысяч яхтсменов. Если пересчитать на население, то получится, что у нас парусный спорт в 150 раз менее популярен, чем в Европе. А может быть, и в триста. Проигрываем мы не только по количеству, но и по разнообразию: на западе культивируется значительно больше классов яхт, чем у нас. Отстаёт, а местами и уничтожается инфраструктура.
Фото: Альбина Иванова |
Несмотря на это, в России всё же есть немало разных возможностей реализовать свои интересы и способности в области парусного спорта. Главное — это желание работать и учиться новому.
— Каково отношение МГУ к вашему клубу?
— Очень здорово, что у парусной секции МГУ есть собственная база. Другие московские вузы не могут этим похвастаться, да и по всей России таких вузов единицы. Но база — это не решение всех проблем. К сожалению, университет финансирует яхт-клуб недостаточно. Не закупаются новый спортивный инвентарь — яхты, паруса, оборудование, оставляет желать лучшего инфраструктура клуба. Правда, несколько лет назад в клубе поставили новый учебный класс, но это единственное событие такого уровня за много лет. Хотя яхт-клуб — официальная центральная секция МГУ, на некоторых факультетах нельзя получить зачёт по физкультуре за занятия парусом. На уровне кафедры физического воспитания и спортклуба МГУ о нас, конечно, знают, но мы не уверены, что высшее руководство МГУ хорошо представляет наши проблемы и насущные потребности.
— Какую общую цель, если можно так сказать, преследует клуб?
— Научить всех желающих студентов, аспирантов и сотрудников МГУ ходить под парусом, участвовать и побеждать в соревнованиях. Сделать для них парусный спорт доступным независимо от финансовых возможностей.
— Ну и напоследок: чего не хватает клубу в плане организационной работы?
— Нам очень не хватает финансирования и хорошего спортивного инвентаря — об этом мы уже говорили. Не хватает и ставок сотрудников: в яхт-клубе нет даже штатных тренеров. Все мероприятия — тренировки, хозяйственные работы, выезды на соревнования, сборы и клубные регаты — организуют энтузиасты-общественники, члены и друзья секции, которые тратят на это своё личное время и не получают зарплаты. Все они сами действующие спортсмены, так что организационную работу им приходится совмещать с собственными тренировками, гонками, учебой или основной работой. Организаторов с хорошим парусным опытом нам тоже очень не хватает.
Фото: Илья Копчинский |
Даже в таких непростых условиях яхт-клуб МГУ показывает неплохие результаты. Каждый год наши спортсмены занимают призовые места на московских соревнованиях, включая чемпионаты Москвы и Московской области и Международный студенческий кубок. Но решение организационных проблем помогло бы вывести работу клуба на новый уровень: увеличение численности команды, дальнейший рост результатов, массовое участие в выездных регатах, выход на всероссийский уровень — пока это наш завтрашний день. Как скоро он наступит, зависит в том числе и от того, когда удастся решить стоящие перед клубом проблемы.
Беседовала Дениза Хасан
Ниже — фоторепортаж Анастасии Гайдуковой с соревнований Международных спортивных игр Российского студенческого спортивного союза по парусному спорту, которые прошли 23 сентября на Клязьминском водохранилище