Ушел из жизни писатель Андрей Битов

Автор «Пушкинского дома» был знаменит не только своими текстами, но и увлечением альпинизмом, установкой необычных памятников, игрой в кино, музыкальными чтениями и фигурированием в чужих текстах в качестве персонажа.
 
Фото: ТАСС 

Российский писатель и один из основоположников постмодернизма в отечественной литературе Андрей Битов скончался 3 декабря 2018 года в Москве на 82-м году жизни, сообщает Газета.ru.

Причиной смерти писателя стали проблемы с сердцем. Он скончался в реанимации московской клинической больницы имени Н. Э. Баумана. О том, когда и где Битов будет похоронен, пока не уточняется.

Имя Андрея Битова хорошо известно российским любителям литературы.

Однако автор «Пушкинского дома» был знаменит не только своими текстами, но и увлечением альпинизмом, установкой необычных памятников, игрой в кино, музыкальными чтениями и фигурированием в чужих текстах в качестве персонажа.

Хобби, превращённое в профессию

Андрей Битов родился 27 мая 1937 года в Ленинграде. Отец литератора Георгий Битов был выдающимся архитектором, а мать Ольга Кедрова работала юристом.

Первые шаги на литературном поприще Битов начал делать в начале 50-х годов, однако писательскую деятельность на время пришлось отложить из-за поступления в 1955 году в Ленинградский горный институт. В 1957-1958 годах он служил в армии в стройбате на Севере. В 1958 году Андрей восстановился в институте.

 
Фото: РИА Новости 

Некоторое время спустя после окончания учебы в 1962 году Битов успел поработать буровым мастером в геологических экспедициях, однако затем сосредоточился только на литературной работе. В 1967-м автор окончил Высшие сценарные курсы при Союзе кинематографистов СССР в Москве, а в 1973–1974 годах учился в аспирантуре Института мировой литературы.

Во время учебы в институте Битов входил в литературное объединение под руководством русского поэта и переводчика Глеба Семенова. Его первые рассказы были опубликованы в альманахе «Молодой Ленинград» в 1960 году. Затем эти произведения вошли в сборник писателя «Большой шар», опубликованный в 1963 году. В 1965-м Андрей Битов был принят в Союз писателей СССР.

В конце 60-х в Москве вышла первая книга литератора — «Дачная местность», а также такие произведения, как «Аптекарский остров», «Уроки Армении», «Образ жизни» и другие. В 1976-м писатель опубликовал сразу два рассказа — «Дни человека» и «Семь путешествий».

В 1971 году Битов закончил написание романа «Пушкинский дом», ставший одним из главных образцов русского постмодернизма наряду с такими значимыми произведениями, как «Москва — Петушки» Венедикта Ерофеева, «Школа для дураков» Саши Соколова и «Прогулки с Пушкиным» Абрама Терца.

Битов начал писать роман в 1964-м году под впечатлением от суда над поэтом Иосифом Бродским. «Пушкинский дом» был закончен в 1971 году и распространялся в самиздате. Впервые произведение было опубликовано в журнале «Метрополь» в США в 1978 году, что фактически лишило Битова возможности публиковаться на родине.

За публикацию романа в запрещённом в СССР альманахе Битов был уволен из Московского литературного института, где вёл занятия по литературному мастерству. В Советском Союзе роман был опубликован только спустя десять лет — во время перестройки — в журнале «Новый мир».

Битов также известен как создатель сценариев к фильмам. В 1966 году он был соавтором советско-японского фильма «Маленький беглец», картин «Караван» и «Закрытие сезона». В 1977 году он работал над лентой «В четверг и больше никогда» театрального режиссера Анатолия Эфроса.

 
После того, как роман «Пушкинский дом» опубликовали в США, Битова стали называть «русским Джойсом».
Фото Gornitsa.ru 

Кроме того, писатель пробовал себя и в актерском ремесле, исполнив роль пианиста, композитора Петра Старцева в фильме Сергея Соловьева «Чужая, белая и рябой» в 1986 году.

В 1991-м Битов был одним из создателей неформального объединения «БаГаЖъ», в который входили поэтесса Белла Ахмадулина, поэт Юз Алешковский и сатирик Михаил Жванецкий.

Писатель был удостоен нескольких десятков премий, среди которых две Государственные премии России, премия Андрея Белого, награда за лучшую иностранную книгу года («Пушкинский дом») и многих других. Он также был награжден орденом «Знак почета» в 1987 году, французской медалью «За заслуги в искусстве и литературе» в 1993-м и государственной наградой Мовсеса Хоренаци Республики Армении в 1999 году.

Черкесское происхождение

Андрей Битов рассказывал: «Отец не знал происхождения нашей фамилии. Я был в черкесском селе, где Битовых — пруд пруди. Я уродился не в мать, не в отца, во мне выскочило черкесское даже во внешности, хотя я черкес лишь в пятом поколении. У нас абсолютно русская семья, но с немецкой примесью, традиционная петербургская, в нескольких поколениях, где было много врачей. Русские Битовы тянутся с севера. Мой дед приехал в Питер из Череповца. Мне понравилось то, что я ношу черкесскую фамилию. Это многое объясняло в моей биографии. Когда я впервые увидел горы, это было… как первая любовь. Моя душа рвалась на Кавказ, все мне было там близко — и нравы, и еда, я много написал о Кавказе».

 
Андрей Битов, журналист Игорь Голембиовский и Булат Окуджава.
Фото: РИА Новости 

Альпинизм

Все началось еще со школы. В 16 лет Андрей Битов получил значок «Альпинист СССР». Любовь к горам повлияла и на выбор образования: в 1955 году он поступил в Ленинградский горный институт на геологоразведочный факультет. Некоторое время работал буровым мастером в геологических экспедициях, затем сосредоточился на литературной работе.

Битов вспоминал: «С детства я бредил путешествиями. Над кроватью висела карта мира — два обозримых, но непостижимых круга — восточное и западное полушария. Меня манила Монголия. Пржевальский был моим кумиром. Но здесь меня ждало разочарование: весь мир был уже открыт еще в прошлом, ХIХ веке. В Горный институт я поступил, потому что любил горы. Но и их я забросил, потому что — не Эверест».

«Пушкинский джаз»

Кроме гор и литературы, у Андрея Битова была еще одна любовь — музыка. Именно любовь к музыке привела к появлению так называемого «Пушкинского джаза» — некоторого действа, во время которого чтение черновиков А.С. Пушкина сопровождается джазовой импровизацией. В конце 1990-х «Пушкинский джаз» гастролировал в Нью-Йорке, Берлине, Санкт-Петербурге и Москве.

 
Фото: РИА Новости 

Памятник Чижику-пыжику в Санкт-Петербурге

Битов совместно с Резо Габриадзе создали ряд скульптурных работ в жанре, который писатель называет «минимонументализм». Один из них — памятник Чижику-пыжику, который был установлен 19 ноября 1994 года на Фонтанке, у Михайловского (Инженерного) замка рядом с 1-м Инженерным мостом, напротив дома №12/1. Считается, что недалеко от места расположения памятника, в доме №6 по набережной Фонтанки, с 1835 по 1918 год располагалось Императорское училище правоведения, студенты которого носили мундиры зеленого цвета с желтыми петлицами и обшлагами. За расцветку этого мундира, напоминавшую оперение чижа, а также за традиционные пыжиковые шапки студентов училища прозвали «чижиками-пыжиками», и именно о них была сочинена известная песенка. Однако памятник связан и с биографией Андрея Битова: на набережной Фонтанки находилась средняя школа №213, которую окончил будущий писатель. Так что памятник Чижику — это в определенной степени и памятник Битова самому себе.

Памятник зайцу в селе Михайловском

По легенде, заяц перебежал дорогу Александру Пушкину, когда он выехал в Петербург для участия в восстании декабристов. Суеверный Пушкин принял это за дурную примету. Таким образом Пушкин избежал ссылки в Сибирь, а возможно — и каторги. Открытие памятника прошло 24 декабря 2000 года под лозунгом «Подвигу пушкинского зайца жить в веках!»

 
 Фото: ТАСС 

Вера в Бога

Андрей Битов неоднократно подчеркивал свою религиозность, но не воцерковленность: «Без веры я давно сошел бы с ума. Думаю, что неверующие безумны, или слабоумны, или слишком надеются на себя — на то, что можно справиться своим умишком с тем, что есть. Не назначив себе какую-то координату выше себя, нельзя, по-моему, сфокусировать мир с точки зрения обычного познания».

«Я и сам молился, но поскольку я человек хотя и верующий, но не воцерковленный, понял, что и молитв-то я толком не знаю. Так что молился я строками из классиков. Я, например, вместо молитвы шептал последние слова Гоголя: «Господи, как поступить, чтоб навсегда запомнить преподанный мне тобою в сердце урок». И еще строчкой из Пастернака: «О Господи, как совершенны дела Твои, думал больной». Молился я за себя и за других», — объяснял он.

Восточный календарь

Писатель размышлял: «Многие иронизируют над моим увлечением восточным календарем... А зря. Это серьезно! Есть определенные закономерности. Даже в XIX веке люди рождались порциями, есть все знаки Зодиака, зоопарк такой образовывался за 12 лет. Если перечислить писателей Золотого века, сразу видно, что они, как яички, лежат в корзинке. И Серебряного века это тоже касается. Ахматова — 1889 год, Пастернак — 1890-й, Мандельштам — 1891-й, Цветаева — 1892-й, Маяковский — 1893-й, Георгий Иванов — 1894-й, Есенин — 1895-й… или я его с кем-то перепутал?»

Драка с Вознесенским

В изложении Сергея Довлатова сюжет выглядел так:

«В молодости Битов держался агрессивно. Особенно в нетрезвом состоянии. И как-то раз он ударил поэта Вознесенского.

Это был уже не первый случай такого рода. И Битова привлекли к товарищескому суду. Плохи были его дела.

И тогда Битов произнес речь. Он сказал:

— Выслушайте меня и примите объективное решение. Только сначала выслушайте, как было дело.

 
Андрей Вознесенский. Фото: РИА Новости 

Я расскажу вам, как это случилось, и тогда вы поймете меня. А следовательно — простите. Ибо я не виноват. И сейчас это всем будет ясно. Главное, выслушайте, как было дело.

— Ну и как было дело? — поинтересовались судьи.

— Дело было так. Захожу я в «Континенталь». Стоит Андрей Вознесенский. А теперь ответьте, — воскликнул Битов, — мог ли я не дать ему по физиономии?!..»

Андрей Битов комментирует: «Эта байка принадлежит Довлатову, он талантливо придумал эти новеллы, и в них все поверили. А Довлатов после смерти стал очень популярен и читабелен. И теперь пиши не пиши, а про тебя запомнят только то, что ты…э-э-э… с Вознесенским подрался. И то, что у тебя брат Олег сбежал в Англию. Это безнадежно...»

Роль в фильме Сергея Соловьёва «Чужая белая и Рябой»

Андрей Битов рассказывал, как попал на сценарные курсы: «Когда я прознал про Высшие сценарные курсы, я сразу подал туда документы. В тот год принимали по одному человеку от всех республик. Я ожидал попасть в провинциальную тьму. И там действительно был один армянин, один грузин, один таджик, один узбек, один молдаванин и так далее: от Грузии — Резо Габриадзе, от Армении — Грант Матевосян (известный армянский писатель), от Азербайджана — Рустам Ибрагимбеков, от Узбекистана — Тимур Пулатов (известный узбекский писатель). От Урала там был Маканин. Нам дали огромные стипендии, как у инженера по окончании вуза, и отдельные комнаты. А еще в нашем распоряжении было все кино мира. Пропив стипендию и просыпаясь с похмелья, мы говорили: «Сегодня опять Антониони? Не, не пойдем».

Однако он работал в кино и как актер. В 1986 году он сыграл в фильме Сергея Соловьева «Чужая белая и Рябой» роль музыканта Петра Старцева.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале