Историю Большого театра можно потрогать в Новом Манеже
Не счесть алмазов в каменных пещерах,
Не счесть жемчужин в море полудённом.
«Садко», ария индийского гостя
Музей Большого театра первым из всех российских музеев стал фиксировать свою коллекцию в Государственном каталоге. На данный момент в хранилищах музея зарегистрированы данные о 100 000 единицах экспозиции, примерно столько же артефактов только ждут своей очереди. Скольким из нас известны случаи исчезновения ценнейших архивов, оставленных без внимания и зависевших только от личной инициативы работников культуры... Продолжая свой труд в голодные годы Гражданской, работники Императорского театра к своей истории и творчеству артистов относились бережно. В промерзавших в зимнюю пору гримёрных, порой на полуголодном пайке, ценой незаметного, но настоящего подвига создавалось то, благодаря чему в Новом Манеже сейчас так много людей самого разного возраста.
Пространство юбилейной выставки охватывает три зала: первый из них — «исторический», поскольку повествует об основных вехах в развитии театра, второй зал посвящён деятельности художественных мастерских. В третьем зале расположена инсталляция на тему трёх детских спектаклей-сказок: представлены групповые композиции костюмов «Золотого петушка», «Чипполино» и «Конька-горбунка». Экспозиция музея-театра выстроена в атмосфере закулисья: светлые витрины с экспонатами оформлены при помощи строгих тёмных конструкций таким образом, что, проходя по полутёмному коридору Манежа, посетитель улавливает характерный для театрального зала контраст света и тени. В качестве дополнительного эффекта стоит отметить звуковую сторону проекта: при помощи особых стеклянных «колпаков» направленного действия зрители смогут насладиться голосами Собинова, Шаляпина и других именитых исполнителей отечественной сцены (не создавая какофонии, аппаратура позволяет слушать каждого из певцов в отдельности). В качестве медиасопровождения рядом с экспонатами присутствуют видеозаписи соответствующих постановок.
Веер Анны Павловой, рыцарские доспехи Лоэнгрина-Собинова, шпага Шаляпина-Мефистофеля, кружевное платье Кармен-Образцовой, балетные пачки Плисецкой и Лепешинской — всего более сотни костюмов. Пуанты, палитры, гримировальные столики и настоящая реликвия — дирижёрская палочка Петра Чайковского. Любопытно, что самый «древний» артефакт музея датируется 1824-м годом: это объявление о строительстве нового здания Императорского Большого театра под руководством Осипа Бове с указанием в том числе стоимости билетов. Богатая история, замечательные судьбы — всё, что позволяет Большому занимать позиции в одном ряду с Ковент-Гарден, Ла Скала и Метрополитен-опера. То, что в течение века оставалось за кулисами, вдруг стало доступным, почти осязаемым: элитарный по своей сути и ценам театр впустил к себе всех без исключения, как и ровно сто лет назад.
Наравне с именами артистов оперы и балета звучат и фамилии художников, в том числе Фёдора Федоровского, стоявшего во главе художественных мастерских Большого театра и воспитавшего целую плеяду оформителей-постановщиков. Именно ему принадлежит узнаваемый эскиз к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» с возносящимся под самые своды театра Успенским собором Московского Кремля (современная сценография этой оперы полностью соответствует постановке 1948 года). Ученик Михаила Врубеля, Валентина Серова и Константина Коровина, Федоровский создал всем известный красно-золотой занавес Большого и, кстати, эскизы рубиновых кремлёвских звёзд.
Гастролируя по всему миру, Большой театр никогда не проводил более масштабной выставки: сегодня в Новом Манеже представлено 615 экспонатов. Занимаясь хранением предметов искусства, сотрудники музея ведут широкую научно-исследовательскую деятельность, сотрудничают с искусствоведами, художественными критиками и журналистами по всему миру. Музей не отстаёт от технологий и разрабатывает сайт-энциклопедию, где можно в подробностях и красках узнать всё о любимой постановке или артисте. Наиболее полное представление о хранящейся в музее коллекции можно получить благодаря книге-каталогу, вышедшей к открытию экспозиции в Новом Манеже — это фотообзор артефактов всех пятнадцати фондов музея.
Поистине, как сказал некогда Борис Покровский, главный режиссёр главного театра страны, «Познание классики неисчерпаемо». Работы хватит на долгое время: история Большого театра в наших руках.
Выставка проходит с 19 декабря по 10 февраля 2019 года по адресу: Новый Манеж, Георгиевский переулок, 3/3