Историю Большого театра можно потрогать в Новом Манеже

Выставка, организованная музеем Государственного академического Большого театра, станет, пожалуй, одним из ярких событий уходящего года. Сценические костюмы, притягивающие взгляд зрителя красочным великолепием, многочисленные эскизы, макеты декораций, архивные фотографии, палитры оформителей, программы, афиши с именами известнейших исполнителей прошлого, документы, дневники, письма — всё это рассказывает многое о тех, кто ровно сто лет назад создал один из самых узнаваемых в мире символов России.
 

Не счесть алмазов в каменных пещерах,

Не счесть жемчужин в море полудённом.

«Садко», ария индийского гостя

Музей Большого театра первым из всех российских музеев стал фиксировать свою коллекцию в Государственном каталоге. На данный момент в хранилищах музея зарегистрированы данные о 100 000 единицах экспозиции, примерно столько же артефактов только ждут своей очереди. Скольким из нас известны случаи исчезновения ценнейших архивов, оставленных без внимания и зависевших только от личной инициативы работников культуры... Продолжая свой труд в голодные годы Гражданской, работники Императорского театра к своей истории и творчеству артистов относились бережно. В промерзавших в зимнюю пору гримёрных, порой на полуголодном пайке, ценой незаметного, но настоящего подвига создавалось то, благодаря чему в Новом Манеже сейчас так много людей самого разного возраста.

Пространство юбилейной выставки охватывает три зала: первый из них — «исторический», поскольку повествует об основных вехах в развитии театра, второй зал посвящён деятельности художественных мастерских. В третьем зале расположена инсталляция на тему трёх детских спектаклей-сказок: представлены групповые композиции костюмов «Золотого петушка», «Чипполино» и «Конька-горбунка». Экспозиция музея-театра выстроена в атмосфере закулисья: светлые витрины с экспонатами оформлены при помощи строгих тёмных конструкций таким образом, что, проходя по полутёмному коридору Манежа, посетитель улавливает характерный для театрального зала контраст света и тени. В качестве дополнительного эффекта стоит отметить звуковую сторону проекта: при помощи особых стеклянных «колпаков» направленного действия зрители смогут насладиться голосами Собинова, Шаляпина и других именитых исполнителей отечественной сцены (не создавая какофонии, аппаратура позволяет слушать каждого из певцов в отдельности). В качестве медиасопровождения рядом с экспонатами присутствуют видеозаписи соответствующих постановок.

Веер Анны Павловой, рыцарские доспехи Лоэнгрина-Собинова, шпага Шаляпина-Мефистофеля, кружевное платье Кармен-Образцовой, балетные пачки Плисецкой и Лепешинской — всего более сотни костюмов. Пуанты, палитры, гримировальные столики и настоящая реликвия — дирижёрская палочка Петра Чайковского. Любопытно, что самый «древний» артефакт музея датируется 1824-м годом: это объявление о строительстве нового здания Императорского Большого театра под руководством Осипа Бове с указанием в том числе стоимости билетов. Богатая история, замечательные судьбы — всё, что позволяет Большому занимать позиции в одном ряду с Ковент-Гарден, Ла Скала и Метрополитен-опера. То, что в течение века оставалось за кулисами, вдруг стало доступным, почти осязаемым: элитарный по своей сути и ценам театр впустил к себе всех без исключения, как и ровно сто лет назад.

Наравне с именами артистов оперы и балета звучат и фамилии художников, в том числе Фёдора Федоровского, стоявшего во главе художественных мастерских Большого театра и воспитавшего целую плеяду оформителей-постановщиков. Именно ему принадлежит узнаваемый эскиз к опере Модеста Мусоргского «Борис Годунов» с возносящимся под самые своды театра Успенским собором Московского Кремля (современная сценография этой оперы полностью соответствует постановке 1948 года). Ученик Михаила Врубеля, Валентина Серова и Константина Коровина, Федоровский создал всем известный красно-золотой занавес Большого и, кстати, эскизы рубиновых кремлёвских звёзд.

Гастролируя по всему миру, Большой театр никогда не проводил более масштабной выставки: сегодня в Новом Манеже представлено 615 экспонатов. Занимаясь хранением предметов искусства, сотрудники музея ведут широкую научно-исследовательскую деятельность, сотрудничают с искусствоведами, художественными критиками и журналистами по всему миру. Музей не отстаёт от технологий и разрабатывает сайт-энциклопедию, где можно в подробностях и красках узнать всё о любимой постановке или артисте. Наиболее полное представление о хранящейся в музее коллекции можно получить благодаря книге-каталогу, вышедшей к открытию экспозиции в Новом Манеже — это фотообзор артефактов всех пятнадцати фондов музея.

Поистине, как сказал некогда Борис Покровский, главный режиссёр главного театра страны, «Познание классики неисчерпаемо». Работы хватит на долгое время: история Большого театра в наших руках.

Выставка проходит с 19 декабря по 10 февраля 2019 года по адресу: Новый Манеж, Георгиевский переулок, 3/3

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале