В России хотят узаконить «домашнее» высшее образование
Фото: РИА Новости |
В Министерстве науки и высшего образования предложили узаконить получение высшего самообразования. Как именно студенты будут подтверждать полученные не в аудитории знания, Минобрнауки планирует решить уже в этом году. Пока речь идет только о зачете отдельных курсов, сообщают «Известия».
В перспективе реальным может стать и получение диплома о «домашнем высшем», полагают специалисты. При этом они видят в самообразовании и определенную проблему: осваивая науки дома, студенты лишаются живого общения, а зачастую именно в институте будущие специалисты обрастают полезными связями.
Начать с малого
Метод, по которому будут признавать самообразование, должен быть разработан в 2019 году. Для этого потребуется внести поправки в закон «Об образовании», следует из протокола заседания комиссии Минобрнауки по законопроектной деятельности за подписью замглавы ведомства Марины Лукашевич, который приводит газета.
Речь идет о программах среднего профессионального и высшего образования, уточнили в пресс-службе министерства. Там добавили, что новации необходимы «для стимулирования граждан к получению образования в рамках федеральной программы «Новые возможности». Согласно федеральным госстандартам, учиться можно только на базе вуза, поэтому сейчас получить диплом о «домашнем высшем» невозможно, уточнили в Минобрнауки. Для начала чиновники планируют разрешить зачет только отдельных курсов, отметили в пресс-службе министерства.
Фото: ТАСС |
Экзамены можно будет принимать на базе вузов, но логичнее делать это в центрах оценки квалификации, полагает директор Центра экономики непрерывного образования Института прикладных экономических исследований РАНХиГС Татьяна Клячко. При этом, по ее мнению, чтобы люди серьезно относились к зачетам, их сдача должна быть платной — например, это может быть госпошлина порядка 2–5 тысяч рублей.
Процесс зачетов дисциплин, изученных на дому, может сделать образование дешевле. Если студент учится платно, по договоренности с вузом он может изучить часть предметов самостоятельно и получить значительную скидку, считает Татьяна Клячко.
В дальнейшем, сдав некий набор дисциплин, можно будет получить диплом о полноценном высшем образовании. То, что курсы зачитываются по отдельности, по словам Татьяны Клячко, позволит не только получить образование на дому, но и повысить квалификацию.
Минус для карьеры
Помимо книг, на домашнем обучении студент может использовать и ресурсы вузов. Например, Новосибирский государственный университет с 2015 года ведет массовые открытые онлайн-курсы. В частности, лекции доступны на платформах Coursera и «Образование на русском». Однако получить высшее образование в НГУ, не посещая вуз, нельзя, отметили там.
Фото: РИА Новости |
«Самостоятельное изучение программы исключает возможность общения с преподавателем и сокурсниками — соответственно, студент не развивает коммуникативных навыков и не «обрастает» полезными для карьеры связями», — цитирует издание ректора Финансового университета при правительстве Михаила Эскиндарова.
По его мнению, дистанционное или самостоятельное образование нельзя приравнивать к очному. Однако дополнительные курсы, которые студент изучит по своей инициативе, вполне можно принять по предложенной Минобрнауки схеме и вписать в диплом, считает Михаил Эскиндаров.
Дискуссия о дистанции
Эксперимент по признанию онлайн-образования проходил в Гонконге в 2003–2005 годах, напомнил президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Но программу закрыли из-за того, что работодатели отказывались от услуг специалистов, получивших знания дистанционно.
«Они оказались ничего не знающими «пустышками», — пояснил он «Известиям».
В начале нулевых годов возможность зачета онлайн-курсов обсуждали в Йельском, Оксфордском и Нью-Йоркском университетах, но преподаватели выступили против.
«Они побоялись, что это девальвирует ценность диплома университета. Ведь неизвестно, насколько студент усвоит программу. Проверить же, насколько хорошо понята лекция, с помощью онлайн-заданий нельзя — тут нужно личное общение. Причем именно живое, ведь по видеосвязи студент может пользоваться подсказками», — уверен Сергей Комков.
Сегодня в сети доступны материалы ведущих университетов мира: можно ознакомиться с лекциями преподавателей Гарвардского и Стенфордского университетов, МГИМО. Однако вопрос о том, насколько студент может сам сориентироваться в подборе материала, остается открытым.
«Например, в Парижском и Пражском университетах не разрешают осваивать обязательные курсы онлайн», — рассказал Комков.
Фото: ТАСС |
Есть и другая точка зрения. В конце прошлого года ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов объявил, что вуз полностью отказывается от чтения лекций — вместо них преподаватели будут записывать онлайн-курсы.
«Традиционные лекции превратились в «профанацию»: студенты их пропускают, а у преподавателей не остается времени на исследовательскую работу», — объяснял ректор.
Сегодня закон «Об образовании» позволяет самостоятельное изучение только школьной программы, при этом ученики, находящиеся на домашнем обучении, каждый год должны проходить обязательную аттестацию в школе.
Закон также допускает экстернат. Такая программа позволяет школьникам обогнать своих сверстников и сдать двухгодовую школьную программу за год. Окончить экстерном можно и вуз, при этом студенты могут не посещать лекции, а зачеты и экзамены они обычно сдают по индивидуальному графику. По окончании вуза выдают диплом государственного образца, но в нем есть пометка об экстернате.
Однако такую форму обучения предлагает далеко не каждое образовательное учреждение. Экстернат есть, например, в Московском государственном университете им. Ломоносова, Санкт-Петербургском университете управления и экономики, Тамбовском государственном техническом университете. Не все специальности предполагают получение высшего образования таким образом. Например, окончить экстерном курс не могут студенты определенных специальностей в технических и медицинских вузах, в программе обучения которых предусмотрено большое количество практических занятий.