Всё врут календари: почему Православная Церковь никак не перейдёт на новый стиль
Юрий Нестеренко. Фото: Pstgu.ru |
Противоречия в определении дат церковных праздников возникли очень давно. В 325 году на Первом Вселенском Соборе в Никее было принято решение праздновать Пасху всем христианам вместе, в первое воскресенье после первого весеннего полнолуния (считается аналогом иудейской Пасхи, 15 нисана), следующего за весенним равноденствием (формально — 21 марта). Такой подход к вычислению праздника был связан с тем, что христианские общины находились далеко друг от друга, быстрой связи между не было, и, например, жители Рима не могли точно определить момент наступления весеннего равноденствия в Иерусалиме. Встал вопрос, каким же календарем пользоваться, ведь определение равноденствий велось по солнечному, полнолуний и новолуний — по лунному, а эти календари сильно отличаются друг от друга.
В юлианском календаре, введенном по указу Юлия Цезаря в 46 г. до Р. Х., длина года на 11 с небольшим минут превышала длину солнечного, из-за чего постоянно смещался и день весеннего равноденствия, и Пасха. В 1582 году по постановлению папы Римского Григория XIII календарь в Западной Европе был реформирован. Новый вариант, григорианский, отличался от юлианского тем, что количество високосных лет в нем меньше, а для определения дня Пасхи применена новая формула.
В 1923 году в Константинополе состоялось совещание Православных Церквей, постановившее изменить юлианский календарь. Новый вариант календаря, предложенный сербским астрономом Милутином Миланковичем, получил название «новоюлианский» и был принят Церквами Греции, Югославии, Румынии и Болгарии (сегодня он действует в 10-ти Поместных Церквах из 15-ти). В сентябре 1923 года этот календарь ввели и в Российской Православной Церкви, но вскоре из-за возникшего сопротивления постановление было отменено.
Юлианский календарь |
В то же время большевики в 1918 году ввели в Советской России григорианский календарь, который используется до сих пор. За прошедшее столетие високосные годы по юлианскому и григорианскому календарям совпадали и будут совпадать вплоть до 2100 года. Но после февраля 2100 года неподвижные церковные праздники (Рождество, которое мы привыкли отмечать 7 января, и Благовещение 7 апреля) сдвинутся в григорианском календаре на один день (Благовещение в 2100 году будет праздноваться 8 апреля, а Рождество в 2101 г. — 8 января).
Еще сложнее ситуация с подвижными событиями. «Поместные Православные Церкви, перешедшие в 1923 году на новоюлианский календарь, для определения даты празднования Пасхи пользуются юлианской пасхалией, — отмечает профессор Нестеренко. — При этом даты подвижных событий, вычисленные по юлианской пасхалии и автоматически перенесенные на новоюлианский стиль, зачастую входят в противоречие с неподвижными праздниками, определенными по этому стилю. Наиболее яркий пример — Петров пост. Начало его приходится на седьмой день после Троицы и потому не имеет фиксированной даты, завершается же он накануне праздника Петра и Павла, то есть 28 июня. Разница между датами юлианского и новоюлианского календарей составляет в настоящее время 13 суток и с течением времени будет увеличиваться. В результате Пасха, а вместе с ней и начало Петрова поста будут смещаться к летним датам новоюлианского календаря. Сначала Петров пост уменьшится, а затем и вовсе исчезнет».
Все эти противоречия возникают из-за того, что юлианский и григорианский календари имеют принципиально разные системы вычисления лунных месяцев и по-разному ориентируются на астрономические события. Так, в григорианском календаре бывают лунные месяцы продолжительностью как в 59 дней, так и в 1 день. Раньше при составлении этих календарей высчитать и сверить правильность конструкций было возможно только на несколько тысяч лет вперед. Теперь благодаря компьютеру легко рассчитать весь период календаря (5 700 000 лет) и обнаружить несоответствия с астрономией. Но надо учитывать, что сами астрономические события, определяющие основные временные отрезки (год, месяц, день), пусть медленно и неравномерно, но тоже меняются. Земля замедляет вращение вокруг оси, Луна удаляется, увеличивается период ее обращения вокруг Земли, как меняется и период обращения планеты вокруг Солнца. Из-за этого принятый календарь теряет любую связь с астрономией и становится чисто математической моделью. За 400 лет григорианский календарь не изменился, а церковный юлианский не меняется в течение еще большего количества времени.
Папа Григорий XIII, проведший реформу календаря в 1582 году |
Для решения всех этих противоречий существуют разные варианты реформы современных календарей, включающие изменения распределения месяцев, разную ориентированность на астрономические события. Но к чему следует стремиться при внесении всех этих изменений? По мнению профессора Нестеренко, существует несколько критериев:
— По возможности меньшее отклонение дней весеннего равноденствия от соответствующих астрономических равноденствий, а также меньшее отклонение мартовских календарных новолуний от соответствующих астрономических новолуний.
— Обозримость календаря, то есть наличие не очень сложных правил (таблиц или формул) для вычисления начал нового календарного года и очередного мартовского новолуния, а также дня недели, на который выпадает весеннее равноденствие.
— Распределение подвижных церковных праздников в году однозначно определяется календарной датой, на которую выпадает праздник Пасхи. В обоих календарях, юлианском и григорианском, дата празднования Пасхи меняется в интервале от 22 марта до 25 апреля. Увеличение этого интервала на один день приводит к возможному смещению подвижных праздников относительно неподвижных на один день. Так, например, изменение интервала празднования Пасхи до промежутка от 22 марта до 26 апреля может привести к уменьшению Петрова поста, но не более чем на один день.
— Календарные новолуния между двумя последовательными мартовскими новолуниями должны, по возможности, не сильно отклоняться от астрономических новолуний.
Современный юлианский календарь потерял связь с астрономическими событиями и остался только способом распределения православных праздников. Но эти праздники постоянно смещаются вслед за весенним равноденствием, и если не трогать календарь, все они совершат переход сквозь времена года и примерно через 45 000 лет вернутся к состоянию на момент I Вселенского Собора. Если человечество доживёт до этого момента, изменения будут проходить очень медленно, один раз в сто лет, незаметно для каждого поколения. Ощутимым окажется только сдвиг неподвижных праздников, ближайший из которых, повторим, произойдет в 2100 году.
«Вопрос об изменении юлианского календаря есть вопрос церковной политики, и решать его должно с учетом многих факторов», — добавил в заключение Юрий Нестеренко.