В лектории МГУ обсудят столетие выхода сборника статей о русской интеллигенции «Вехи»

Сборник статей русских философов начала XX века о русской интеллигенции и её роли в истории России издали в 1909 году в Москве. Получив широкий общественный резонанс, к 1910 года он выдержал четыре переиздания общим тиражом 16 тысяч экземпляров.
 

8 апреля 2019 года в лектории храма Троицы Живоначальной на Воробьевых горах выступит кандидат философских наук, доцент кафедры истории русской философии МГУ имени М.В. Ломоносова, глава редсовета сайта Русская Idea Борис Межуев. 

Он прочитает лекцию «Вехи: значение и актуальность», приуроченную к 110-летию выхода сборника. 

Сборник статей русских философов начала XX века о русской интеллигенции и её роли в истории России «Вехи» издали в марте 1909 года в Москве. Получив широкий общественный резонанс, к апрелю 1910 года он выдержал четыре переиздания общим тиражом 160 тысяч экземпляров. В 1990 году сборник переиздали тиражом 50 тысяч экземпляров.

Сборник «Вехи» — вторая часть «трилогии», в которую также вошли сборники «Проблемы идеализма» (1902) и «Из глубины» (1918). Издатель — философ и публицист Пётр Струве. 

Борис Межуев — российский философ, политолог и журналист, специалист в области истории русской философии. Автор более 200 научных работ, некоторые из которых переведены на иностранные языки. Кандидат философских наук, доцент. Один из авторов «Большой Российской энциклопедии». 

Начало в 18.30. Вход свободный. 

Адрес: улица Косыгина, 30 (м. Университет, м. Воробьевы горы, м. Ленинский проспект, м. Октябрьская, м. Киевская). 

Борис Межуев 

Борис Вадимович Межуев окончил в 1992 году философский факультет МГУ. 

В 1997 году защитил на кафедре истории русской философии философского факультета МГУ диссертацию на соискание учёной степени кандидата философских наук по теме «Отечественные истоки философии Владимира Сергеевича Соловьёва (социокультурный контекст 70-90-х годов XIX в.)» (специальности 09.00.03 «История философии»). 

 
Фото: Polit.ru 

С 1998 года — доцент кафедры истории русской философии философского факультета МГУ. Участвовал в подготовке полного собрания сочинений В.С. Соловьёва. 

В 1998-1999 гг. проходил стажировку в Техасском университете A&M (США). 

Является автором многочисленных статей в журналах «Политические исследования», «Pro et Contra», «Со-общение», «Смысл», «Политический журнал», «Апология», в электронных изданиях — «Русский архипелаг», «Русский журнал», «Агентство политических новостей». 

С 2011 года — колумнист газеты «Известия». Выпустил в свет монографию «Политическая критика Вадима Цымбурского». 

Основные идеи сборника «Вехи» 

Сборник «Вехи» выпустила в 1909 году группа религиозных философов (Бердяев, Булгаков, Струве, Франк, Гершензон, Изгоев, Кистяковский), которые выступали с критикой идеологии и практических установок революционной, социалистически настроенной интеллигенции, политического радикализма, идеализации народа (пролетариата). 

Содержание сборника обозначило, прежде всего, необходимость переоценки ценностей образованного общества, их иерархичности. 

Исследуя в разных плоскостях проблему интеллигенции, участники «Вех» были едины в основополагающем принципе признания «теоретического и практического первенства духовной жизни над внешними формами общежития». Авторы доказывали существование абсолютных нравственных ценностей, приоритетность ценностного поиска в национальной философской и культурной традиции перед западными заимствованиями. 

 

Критика, во-первых, непрофессионализма интеллигенции и, во-вторых, преобладающее значение крайних элементов в любой области человеческой жизни. (Ярким примером этого может служить приниженное значение права как одной из культурных ценностей и отрицание идеи компромисса). 

Авторы «Вех» призывали интеллигенцию к своеобразному покаянию, осознанию своей роли в настоящем и прошлом российской истории, к углублению во внутренний мир и движению к религиозному гуманизму. «Не вокруг творцов нового шума — вокруг творцов новых ценностей вращается мир!» — так словами Ницше характеризовал особенность переживаемого момента в развитии интеллигенции, её дальнейшего существования С. Франк. 

Резонанс «Вех» был велик. Причина этого лежит в значении несоизмеримо большем, чем смысл тех исторических событий, которыми был вдохновлён сборник. Основа его проблематики касалась вечных вопросов соотношения «духовности» — в истории и в личности, эту духовность выражающей. 

Вместе с тем, многие представители светского образованного общества, предпочитали толковать «веховскую» платформу как призыв к интеллигенции выйти из политической борьбы и сосредоточиться на задаче религиозного совершенствования. 

Г.В. Плеханов дал краткие ссылки на «Вехи» в серии статей в журнале «Современный мир»за 1909 г. Как «непреодолимую склонность к религиозному догматизму» характеризовал он состояние авторов сборника, а также ряда противоположных им по мировосприятию представителей интеллигенции — А. Луначарского, Д. Мережковского, Н. Минского и других. Плеханов подчёркивал, что «религия не создаёт нравственности», а только освящает её правила, вырастающие на почве конкретно-исторического общественного строя. 

Современное издание сборника «Вехи» 

С отрицательных позиций выступил Д. Мережковский, который в статье «Семь смиренных», вышедшей в газете «Речь» 26 апреля 1909 г., назвал сборник отлучением русской интеллигенции, а его авторов «семью смиренными, семью цветами радуги, слитыми в один белый цвет во имя общего дела — ненависти». Идее внутреннего самосовершенствования он противопоставлял соборность, общественность, Церковь, вне которой нет спасения. 

А. Белый в журнале «Весы» назвал сборник «замечательной книгой», цель которой — «не суд, а призыв к самоуглублению». 

В. Розанов считал, что авторы «Вех» способствовали духовному подъёму русской интеллигенции через самоотречение и самоуглубление в сущность внутреннего мира: «Это — самая грустная и самая благородная книга, какая появилась за последние годы». 

Почти все авторы сборника были связаны с кадетской партией — главной силой русского радикального либерализма. Трое из семи веховцев были иудеями (С.Л. Франк принял православие лишь через три года). 

Позднее, в вышедшем в 1918 году сборнике «Из глубины», который стал своеобразным продолжением «Вех», П.Б. Струве назвал их лишь «робким диагнозом пороков России и слабым предчувствием той моральной и политической катастрофы, которая грозно обозначилась еще в 1905-1907 годах и разразилась в 1917 году».

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале