Утвержден список школ, где будут готовить детей для науки
Фото: Postupi.online |
По словам вице-президента РАН Алексея Хохлова, все школы отличаются высокими образовательными результатами, что будет способствовать выявлению и эффективному обучению талантливых детей, которые в будущем придут в науку.
Цель опорных школ Российской академии наук — «заразить» ребенка страстью к науке и исследованиям. Занятия в школах будут проводить ведущие ученые-практики, профессора и академики РАН. Классы оборудуют новейшим оборудованием и передовыми лабораториями. Опорные школы передадут с муниципального уровня управления на региональный, а зачислять детей будут по результатам конкурсного отбора.
В перечне представлены школы из более, чем 30 регионов России. Например, в Московской области опорными школами назначены: МАОУ Городского округа «Балашиха» «Лицей», МАОУ городского округа Королёв «Лицей научно-инженерного профиля», МБОУ «Физико-математический лицей» г. Сергиев Посад, АОУ муниципального образования города Долгопрудного гимназия № 12, МАОУ Лицей № 17 г. Химки, МБОУ Одинцовский лицей № 10.
Опорные школы будут работать по нескольким моделям:
- профильная школа, осуществляющая обучение на повышенном уровне по одному или нескольким профилям;
- школа с углубленным изучением отдельных предметов, в которой углубленная подготовка, развитие проектных и исследовательских умений детей происходит на всех уровнях, начиная с начальной школы;
- школа-лаборатория, организующая научно-исследовательскую деятельность ребят с использованием современной лабораторной базы (как собственной, так и научных организаций, ведущих региональных университетов);
- школа при университете (научной организации), имеющая многолетний опыт взаимодействия и использования научно-образовательного потенциала региональных и федеральных вузов, научно-исследовательских центров;
- школа-ресурсный (сетевой) центр, обладающая потенциалом для проведения консультаций, лабораторных и факультативных занятий с обучающимися других школ, имеющими склонность к научно-исследовательской деятельности;
- смешанная модель, включающая несколько вариантов представленных выше моделей.
На чем был основан выбор вошедших в проект школ
Были определены три обязательных условия. Первое — муниципальный уровень подчинения или учредительства школы. Кроме муниципальных, в регионах действуют школы регионального подчинения, например губернаторские лицеи, и федерального — структурные подразделения университетов, частные школы. В РАН выбирали только школы муниципального уровня подчинения.
Второе условие — вхождение муниципальных школ в федеральные рейтинги. Наиболее значимые и известные из них — топ-200 и топ-500. Топ-200 включает школы, ученики которых показывают высокие результаты в предметных олимпиадах и конкурсах. Для включения в топ-500 учитывается большее число показателей, в том числе результаты учащихся на ОГЭ, ЕГЭ и другие. Все выбранные 110 школ обязательно входят в один из этих рейтингов или сразу в несколько.
Третье условие связано с научно-образовательным потенциалом региона. В РАН выбирали регионы, где находятся центры Российской академии наук, известные научные институты, ведущие федеральные университеты, которые готовы обеспечить поддержку базовых школ РАН. Таким образом, в РАН опирались на объективные показатели.
Ранее министр просвещения Ольга Васильева заявила, что России сегодня необходимо около десяти тысяч молодых людей, которые ежегодно будут приходить в науку. Только такое количество может обеспечить конкурентоспособность российской науки в мире.
Министерство просвещения и РАН планируют также открыть в России 110 школ с сельскозяйственным уклоном. По словам главы академии наук Александра Сергеева, чтобы найти молодые кадры, которые придут работать в высокотехнологичное сельское хозяйство, нужно сначала пробудить интерес детей к современному сельскому хозяйству.