«Настоящая поэзия может быть только в голове»: разговор со студентами Литинститута
Оба молодых человека начали писать стихи еще в школе – благодаря первой любви:
– В девятом классе мне понравилась девушка, – вспоминает Максим Кашеваров, – но история не задалась. Так появилось первое стихотворение. Месяца через три – ещё одно, потом ещё. По совету друзей я создал группу во ВКонтакте и стал выкладывать всё написанное туда.
У Василия Савельева «судьбоносная» влюбленность случилась в тот же период:
– Я никогда не был читающим человеком, – признается он. – В девятом классе решил подробнее познакомиться с Лермонтовым – сначала «Герой нашего времени», затем стихи. Увлекся. Потом впервые влюбился – и начал писать сам.
Выучиться на поэта
О Литературном институте ребята узнали от своих педагогов: Максим – от руководителя творческой студии, в которой занимался, Василий – от директора школы, которую случайно встретил в транспорте. Но можно ли «выучиться» на поэта?
– Здесь дают хорошее гуманитарное образование, метод, сбивают максимализм и гонор, – говорит Максим Кашеваров. – Но человек не становится поэтом только потому, что поступает сюда. Он либо был им будет, независимо от присутствия Лита в его жизни, либо нет.
Бывший ректор Литинститута, писатель Сергей Есин говорил, что на писателей не учат. Многие перестают писать именно в Литературном институте, потому что расширяется культурное пространство и приходит понимание, что ты – не самый талантливый. Главное – ощущать невозможность не писать.
Сегодня, когда за плечами ребят три года обучения литературному мастерству, Василий Савельев признается:
– Когда я поступал, писал достаточно посредственные стихи. О выступлениях говорить не приходилось, да и вечеров тогда студенты Литинститута устраивали мало.
Василий Савельев |
«Аудитория нужна поэтам, чтобы утолить тщеславие»
По мнению Василия, проблема современных творческих вечеров в том, что они становятся замкнутой системой: авторы приходят послушать авторов, а аудитория нужна поэтам, чтобы утолить некоторое тщеславие.
— На мой взгляд, у современной поэзии высокий «порог вхождения»: нужно прилагать усилия, чтобы находить ее, понимать, переосмыслять, — говорит Савельев. — А когда рядом есть более пассивные виды искусства — например, кино, — их выбирают чаще. Потому что воспринимать проще. Ощущается взаимное отстранение читателя и автора, хотя они друг другу ничем не обязаны.
Корни этого отстранения запрятаны глубоко, считает молодой человек. Проблема проявляется уже в школьной программе. В свободное время Василий Савельев подрабатывает репетитором по литературе. Ученики нередко жалуются, что у них в школе не приветствуют верлибры. Так и говорят: «Стихи должны быть в рифму».
Другой проблемой современного поэтического процесса молодой автор считает политизированность:
— Сейчас популярна лозунговая поэзия, феминистское письмо, основной принцип которого «личное — политическое», — говорит Савельев. По его мнению, при таком раскладе теряется поэтическая сила.
«На сцене ты не автор — ты чтец»
Максим Кашеваров убежден, что настоящая поэзия существует только в голове у автора и читателя:
– Можно сказать просто: «Художник никому ничего не должен». Но, на самом деле, он и должен, и не должен одновременно. Если выступаешь с тем, что написал – ты несешь ответственность. На сцене ты чтец – не автор. Воздействуешь на слушателя с помощью артикуляционного аппарата, жестов. А настоящая поэзия – только в твоей голове. Ей место не в кабаках, не в залах филармоний (это не значит, что хорошего поэта там не встретить), – только в голове. Любое мероприятие – своего рода культурный продукт, искусство – не продукт ни разу. Настоящая поэзия остается в памяти на долгие годы, она с тобой тогда, когда ты читаешь её самому себе.
По мнению Кашеварова, у современных российских авторов только начинает появляться культурное осознание себя в мире, впервые после 90-х годов:
– Искусство сейчас слишком мягкое, аморфное. Современный поэтический процесс только формируется: пока его, как такового, нет.
Максим Кашеваров |
Василий Савельев рассказывает, что для написания стихов ему не требуется много времени.
– Всё идет параллельно с учебой, – признается автор. – В голову приходит слово или строчка – начинаешь раскручивать. Бывают стихи готовые, которые не требуют никакой работы: как записываешь, так и остается. А бывают те, над которыми сидишь и думаешь достаточно долго. Раз на раз не приходится.
Сейчас Василий Савельев вместе с тремя другими студентами Литературного института выпускает журнал «За стеной».
– Это не было кропотливо выношенной идеей, – вспоминает Василий. – Первый выпуск печатали сами, на принтере, собирали скрепками, а сейчас у нас уже есть типографский номер.
Максим Кашеваров вместе со своим курсом также продвигает различные поэтические инициативы. Однако он видит проблему в отсутствии преемственности и опасается, что идущие следом не подхватят их начинаний:
– У нас есть вузовские мероприятия – например, ежегодный Рождественский концерт, День открытых дверей, где чувствуется эта общая атмосфера студенческой молодости, живости, – рассказывает Максим. – Но в целом в Литинституте много ребят, которым не нужна никакая «тусовка», компания, они больше «в себе» – и это нормально.
Наш курс выступал в Центральном доме работников искусств при поддержке преподавателя, Михаила Николаевича Попова. Институт сотрудничает с ЦДЛ, проводит круглые столы по обсуждению наших авторов, совместные мероприятия со ВГИКом, Гнесинкой. За информацией об этих событиях можно следить на сайтах вузов, за нашими личными инициативами – в социальных сетях.
Кого почитать из современных авторов?
Максим Кашеваров советует к прочтению поэму «Сибирь» Оксаны Васякиной и книгу «Между шкафом и небом» Дмитрия Веденяпина.
Василий Савельев рекомендует произведения Василия Бородина и Геннадия Айги.
Василий Бородин |
А теперь — стихи!
Василий Савельев: «Таракан»
1.
таракан ползет по розовой стене,
в таракане помещается —
большая-большая любовь
или ее альтернатива, которой
мудрости и памяти
не занимать.
2.
в таракане есть все признаки любви:
до крошек там, до мошек, блошек.
вытер ножки — побежал,
а после сидит на камушке,
бризом от обогревателя ошпаренный,
на ус мотает:
мне б любовь, пока не началась охота!
придумали против меня
и ловушки, и аэрозоли,
даже конторы организовали
по типу —
насекомых нет!
3.
таракан сидит на розовой стене
долго и терпеливо.
философ, можно подумать, —
конфуций или сунь цзы.
тараканы не скорбят, не воюют,
им чужд милитаризм.
но тараканы загорают на розовой стене,
покрываясь воском и плесенью,
и дожидаются свою
тараканиху-елену,
тараканиху-андромаху.
а люди им под брюшко кричат:
чудовище коричневое усатое!
***
в умертвляющем космосе —
в умиротворенном —
тайное море:
твоих любимых деревьев,
огромной листвы,
где ты грела руки
у меня в карманах.
достаточно быть
автором одного стихотворения,
чтобы знать
что такое —
влюбленность.
Отрывок из поэмы Максима Кашеварова «Все — твои, Мои лица»:
Я собирал всех их
как вырезал валентинки
дрожащими пальцами
тихо пыхтя — краснея
и поворот ножа становился до того резким
что и слова выводил
лезвием по живому
Девочка с косами где-то, стоит и смотрит глазами, зелеными ведрами — полными, после колодца
Девочка учит молитву, туго собрав ржаные косынкой
пшено по поляне разбросано людьми в склянках триптихов Босха
Это такая фраза, знаете, ну такая
вот старший брат говорил — ты все поймешь, узнаешь
и средний брат говорил — жена ушла, ты же помнишь:
— Как я стою напротив зеркала и кривая
сквозь то стекло проводит
сквозь меня ток проходит
сквозь меня, где меня, как меня, занесло сюда и почему же
я разношу квартиру
я потерял родное
и почему не вижу и почему не слышу
и ты не слышишь — слова
но ты узнай
запомни
Она идет и с нею — почки
взрывают листья
перекати-пакет-поле напоминает пейзажу
для жизни трав и цвета глаз ее нужно прежде
выжечь всю память лета
прошлого и деревню
тоже сожгите, тоже
вы не жалейте плоти
пала травы не бойтесь
и сухостой не может — стать чем-то кроме бора, что загорится после
что лучше сжечь сейчас же
прежде чем ты уснешь в нем
прежде чем реки встанут
прежде чем реки выйдут
прежде чем реки плачем
плачем и не иначе
встала она и вышла
а я в бору в пожаре
молча стою
смотрю вот
Скоро поэма Максима Кашеварова появится в открытом доступе. Его поэму «Маленький большой мальчик» можно почитать в группе Максима во «ВКонтакте».