Музеи мира постепенно открываются после карантина
Галерея Альбертина в Вене. Фото: BBC |
На протяжении всего длящегося уже более двух месяцев карантина музеи вели и продолжают вести активную онлайн-работу, открывая выставки и экспозиции для виртуального просмотра, сообщает BBC.
Однако за эти два месяца онлайн-формат приелся, люди жаждут живого приобщения и общения с искусством, не говоря уже о самих музеях, которым даже при поддержке государства все труднее выживать без поступлений в свой бюджет от продажи билетов. Потому любые сообщения о возобновлении работы музеев и о том, в каком режиме они работают, воспринимаются с повышенным вниманием и обостренным интересом.
Первой страной, где музейно-галерейная жизнь постепенно возвращается, стал Китай — страна, откуда пришел коронавирус, и которая первой закрылась на карантин.
Еще 20-21 мая в рамках прошедшего в Пекине «Галерейного уикенда» своих первых посткарантинных посетителей приняли 22 галереи китайской столицы. Одна за другой открываются галереи и в Гонконге. Еще двумя днями раньше в Пекине открылся Центр современного искусства, крупнейшее в стране собрание современного искусства.
В Европе действуют осторожнее. Коммерческие галереи постепенно открываются в Германии, Австрии, Швейцарии и Италии.
Во Франции Лувр и Центр Помпиду пока закрыты, но один из крупнейших французских аукционных домов Drouot намерен провести в ближайшее время первые торги. На середину июля в Париже заявлен «Галерейный уикенд», по аналогии с пекинским, но там число участников будет намного выше — до 70 галерей.
Из крупных музеев открылись венская Галерея Альбертина, Галерея Уффици во Флоренции, многие музеи Рима.
Музей Пикассо в испанской Малаге открылся 26 мая. 1 июня открыли свои двери Рейксмюсеум в Амстердаме и Музей Гуггенхейма в испанском городе Бильбао.
В США первым самым отважным рискнувшим открыться — также только по предварительно купленным билетам — стал Музей изящных искусств в городе Хьюстон в штате Техас.
Нью-йоркский Метрополитен опубликовал осторожное заявление о возможном открытии в середине августа или «в одну из последующих недель».
Посетители дворцового комплекса Палаццо Мадама в итальянском Турине. Фото: BBC |
Меры предосторожности
Однако объявление об открытии музея вовсе не означает, что зайти в него можно так же, как и раньше.
Пекинский Центр современного искусства расположен в специальном галерейном районе 798, и даже для того, чтобы просто попасть на территорию района, нужно предъявить зеленый код на специальном приложении и пройти измерение температуры. При входе в сам Центр нужно не только пройти ту же самую процедуру с кодом на приложении и измерением температуры, но и зарегистрироваться с полным указанием всех своих личных деталей.
В Европе уровень контроля с китайским несравним, но все равно ограничения существуют. Так, в открывшийся 1 июня Рейксмюсеум в Амстердаме, например, допускаются только посетители с заранее купленными в интернете билетами и на заранее определенное время посещения.
В Галерее Уффици во Флоренции также действует тщательно разработанная система предварительного бронирования билетов, строгий контроль за количеством посетителей (половина прежнего числа), социальное дистанцирование и обязательные маски.
В соборе Санта-Мария-дель-Фьоре в той же Флоренции каждому вошедшему вручается специальный гаджет, который начинает пищать, как только требования социального дистанцирования нарушаются.
Кассир Дворца Бейлербейи в Стамбуле. Фото: BBC |
В Германии, в одном из первых открывших свои двери для посетителей Музее современного искусства в городе Коттбус в 100 км от Берлина, посетителям вручают пластиковые шесты длиной 1,5 м — для соблюдения социальной дистанции. Единовременно в музее могут находиться не более 100 человек. Музей даже откликнулся на эпидемию и карантин двумя специальными выставками — о рукопожатии и о перчатках.
А в Национальном музее в Праге открылась выставка масок — как средств защиты от коронавируса.
Крупные фестивали изобразительного искусства, так же, как и крупные музыкальные, театральные и кинофестивали, спортивные соревнования либо отменены, либо перенесены. Венецианская биеннале отложена на целых два года и пройдет теперь только в 2022 году.
Такое решение принято, в частности, и потому, чтобы позволить состояться в этом году в той же Венеции архитектурной биеннале. Она должна была открыться 23 мая, но теперь ее открытие перенесено на 29 августа. Пройдет она по сжатому, сокращенному графику и завершит работу, как и предполагалось, 29 ноября.
Британия — музеи в неизвестности
В правительстве Великобритании создан новый специальный пост — комиссар по культурному возрождению и возобновлению, который занял Нил Мендоза, до недавнего времени консультант правительства по музейному сектору. Это означает, что в правительстве озабочены состоянием музейного сектора и какая-то предварительная работа по возобновлению его работы ведется.
Тем не менее, ситуация с открытием музеев в Британии отстает от того, что происходит в других странах. Нет не только ни малейших признаков появления хотя бы приблизительной даты открытия музеев, но нет и — во всяком случае в открытом доступе — никаких признаков того, как британские музеи намерены строить свою работу, допускать публику, открывать экспозиции в посткарантинный период.
«Сроки возобновления нашей работы зависят от рекомендаций и распоряжений правительства, и, как только конкретные даты станут известны, мы немедленно их объявим. В настоящее время мы прорабатываем детали нашей посткарантинной работы, но говорить о них пока еще рано», — цитирует издание представителя пресс-службы Королевской Академии художеств.
Королевский Рейксмюсеум в Амстердаме — один из немногих крупных музеев в Европе, возобновивших свою работу. Фото: BBC |
Зато наметились сдвиги в возобновлении работы десятков и сотен загородных приусадебных и придворцовых парков на территории Англии и Северной Ирландии. 3 июня в некоторые из этих парков — только в парки, но не во дворцы и не в усадьбы — открыли доступ посетителей. Количество посетителей по сравнению с докарантинным периодом значительно сокращено и очень ограничено. Билеты нужно приобретать заранее и практически во всех парках они распроданы на недели вперед.
Ведающая дворцами и парками некоммерческая и негосударственная организация «Национальный фонд объектов исторического интереса и природной красоты» называемая для простоты Национальный фонд (National Trust) обещает в ближайшее время сильно расширить количество открытых для посетителей парков.
Что же касается дворцов и усадеб, то им, по всей видимости, придется вместе с музеями дожидаться более внятных правительственных рекомендаций.
Россия — музеи станут открываться в середине июля
По словам вице-премьер правительства России Дмитрий Чернышенко, музеи страны начнут возобновлять свою работу с середины июля.
Речь правда пока идет только об индивидуальных посещениях: «Культура поэтапно будет возвращаться к привычной жизни с четким соблюдением мер безопасности. Дата в каждом регионе будет своя».
Ранее о возобновлении работы музеев с 1 июня — правда, пока только для сотрудников, не для посетителей — говорила и министр культуры Ольга Любимова. Она также рассказала о мерах социального дистанцирования: справочные музеев отделят от посетителей стеклами, на полы нанесут разметку для социального дистанцирования. Какое-то время посетителей будут пропускать внутрь, исходя из нормы один человек на 20 квадратных метров.
«Группы появятся в самую последнюю очередь», — отметила министр.
Первые посетители «Галереи карт» Музея Ватикана. Фото: BBC |
Генеральный директор Государственного Эрмитажа в Санкт-Петербурге Михаил Пиотровский в сказал, что музей планирует надолго отказаться от режима свободных визитов. Часть ограничений сохранится и после окончания эпидемии. Уже не будет прямой возможности прийти постоять два часа в очереди и попасть в музей — потребуется предварительная запись, распределение сеансов.
А глава отдела новейших течений Государственного Русского музея в Санкт-Петербурге Александр Боровский высказал мнение, что «особых изменений, после естественной объективной паузы и перезагрузки, не будет».
Говоря о том, насколько сохранится виртуальный режим работы музеев — онлайн-экскурсии, лекции, презентации, Боровский отметил, что онлайн-контент «никогда не сможет заменить личное приобщение и общение с искусством»: «По моему ощущению, если лекционный формат в медиасфере утвердился, то режим электронной трансляции музейных пространств как-то выдохся еще до вынужденной изоляции».
По его мнению «увлечение цифрой и гаджетами уже несколько лет как избыточно»: «Принцип партиципации, как к нему ни относись, подразумевает присутствие здесь и сейчас, иначе улетучится мистический момент приобщения. Так что виртуальный формат, думаю, не будет гипертрофирован».