Умер Эннио Морриконе

Он написал музыку к сотням фильмов, посвятил всю свою жизнь творчеству, создал те самые мелодии, которые многие любят напевать (например, мотивы из фильмов «Хороший, плохой, злой» или «Профессионал»), дирижировал своими произведениями по всему миру.
 
 После концерта, посвященного 90-летию, 2018 год

Всемирно известный итальянский композитор, виртуозный музыкант и дирижер Эннио Морриконе скончался в Риме на 92-м году жизни в одной из столичных клиник, куда он попал в результате неудачного падения и последовавшего за ним перелома шейки бедра, сообщает ТАСС.

По словам друга семьи Джорджо Ассумма, до последнего вздоха мастер сохранял «полную ясность ума и большое достоинство», успев попрощаться с любимой женой Марией, сопровождавшей его на протяжении всей жизни, а также поблагодарить детей и внуков за любовь и заботу, которой они его всегда окружали.

Эннио Морриконе также написал сам свой некролог, который Ассумма продемонстрировал журналистам, собравшимся у больницы, где композитор скончался. «Я, Эннио Морриконе, умер. Я объявляю об этом всем друзьям, которые всегда были рядом со мной; но и тех, кто немного далеко, я приветствую с большой любовью», — написано в документе.

Первая слава в мире кино пришла к Морриконе благодаря спагетти-вестернам — он написал музыку для самых известных в жанре фильмов Серджо Леоне, с которым в школе учился в одном классе. Его произведения звучат, в частности, в лентах «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита». Впрочем, к концу карьеры композитор не любил вспоминать эти работы, которые ему попросту надоели: «Может оказаться крайне скучным писать музыку только для вестернов или хорроров. Мне очень интересно работать с разнообразными жанрами».

Лучшей своей работой Морриконе считал еще одно сотрудничество с Леоне — в гангстерской картине «Однажды в Америке».

Если кто-то из композиторов и попробовал себя во всех киножанрах, то именно Морриконе — он написал саундтреки к таким фильмам, как «Декамерон», «Сало, или 120 дней Содома» и «Кентерберийские рассказы» Пьера Паоло Пазолини, «Перед революцией» и «Луна» Бернардо Бертолуччи, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе, «Изгоняющий дьявола 2» Джона Бурмена, «Свяжи меня!» Педро Альмодовара, «Лолита» Эдриана Лайна, «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы, «Призрак Оперы» Дарио Ардженто. Композитор предпочитал писать музыку еще до начала съемок — для режиссера и актеров, — таким образом, возможно, влияя и на саму работу над картиной.

 
 C Серджо Леоне на Каннском кинофестивале, 1984 год 

Работы Морриконе оказали явное влияние на Квентина Тарантино — тот использовал музыку композитора в «Убить Билла» и «Бесславных ублюдках», а позже даже пригласил Морриконе написать саундтреки к лентам «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка». За работу над последним фильмом он получил премию «Оскар» за лучший саундтрек. Всего наград киноакадемии у Морриконе было мало — еще одну, почетную, он получил в 2007 году «за вклад в киноискусство». Помимо этого, музыкант стал девятикратным лауреатом премии «Давид ди Донателло», трехкратным обладателем «Золотого глобуса», а также получил множество премий и орденов от правительства Итальянской Республики. Морриконе получил три музыкальные премии «Грэмми».

Его композиция Chi Mai, написанная в 1971 году, прозвучала в фильмах «Магдалена», «Встреча» и в триллере «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Она стала международным хитом. Среди других известных музыкальных произведений Морриконе — The Ecstasy of Gold из «Хороший, плохой, злой», Se Telefonando в исполнении певицы Мины, Here's to You из «Сакко и Ванцетти», Gabriel's Oboe из фильма «Миссия» Ролана Жоффе.

Религиозная тематика также не прошла мимо Морриконе — его музыка звучит в экранизациях библейских притч «Иона, который жил в чреве кита», «Иосиф» и «Авраам».

В 2019 году Эннио Морриконе получил Золотую медаль понтификата от Папы Франциска «за выдающуюся деятельность в области искусства, которая также имела аспекты религиозного характера». Через несколько месяцев после этого маэстро попрощался со сценой, но вскоре согласился выступить с концертом в ватиканском Зале Павла VI в 2020 году.

«Я не мог сказать нет», — заявил тогда Эннио Морриконе.

Среди его работ есть также и научно-фантастические блокбастеры («Миссия на Марс» Де Пальмы), мелодрамы («Дни жатвы» Терренса Малика), фэнтезийные картины («Рыжая Соня» Ричарда Флейшера с Бриджитт Нилсен и Арнольдом Шварценеггером), экранизации классики («Гамлет» Франко Дзеффирелли), политические драмы («Сакко и Ванцетти» Джулиано Монтальдо, «И… как Икар» Анри Вернея), драмы военные («Время убивать» Джулиано Монтальдо и «Убийство в Риме» Джорджа Пана Косматоса) и многое другое. Всего за свою карьеру он написал музыку более чем для 500 кинофильмов и сериалов, экспериментируя с разнообразными жанрами — даже создал электронный саундтрек к фильму «Нечто» Джона Карпентера.

 
Во время получения «Оскара» за музыку к фильму «Омерзительная восьмерка», 2016 год 

Отметился Морриконе и в работах российских режиссеров — он создал саундтрек к фильму Владимира Хотиненко «72 метра». Также он работал над итало-югославской экранизацией романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятой режиссером Александром Петровичем. В конце 60-х Морриконе поучаствовал в создании русско-итальянского фильма — последней режиссерской работе Михаила Калатозова «Красная палатка».

Композитора не ограничивался лишь кинематографом. Морриконе создавал композиции для таких исполнителей, как Шарль Азнавур, Мильва, Пол Анка, Мина, Дзуккеро, Демис Руссос, Франсуаза Арди и Андреа Бочелли, сотрудничал с синти-поп-дуэтом Pet Shop Boys. Число работ и проектов Морриконе настолько массивно, что композитору едва ли удавалось упомнить все. К примеру, к 85 годам в интервью он заявил, что не знает, кто такой Моррисси, — это притом, что с британским музыкантом он написал песню Dear God Please Help Me. О влиянии творчества композитора на свою музыку упоминали такие группы, как Muse, Metallica и Radiohead.

Еще до звездной карьеры, в 1950-х Морриконе выступал с различными джазовыми группами, играя на трубе. Годы спустя он вновь взялся за инструмент ради сотрудничества с авангардистами Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza. Композитор к концу жизни жалел, что его знают по музыке к фильмам, а не по его экспериментальным музыкальным проектам: «Моя более рискованная, авангардная музыка не так известна широкой публике. Я хотел бы, чтобы о ней узнали».

Биография композитора

Эннио Морриконе родился в Риме в 1928 году и очень гордился тем, что за всю свою долгую жизнь никогда не переезжал из этого города. Его отец был джазовым трубачом, и именно от него будущий композитор получил первые уроки музыки, а в 12 лет поступил в Консерваторию святой Чечилии в Риме, откуда выпустился с тремя дипломами: по классу трубы, инструментовки и композиции.

Но еще до ее окончания Морриконе стал приучать себя к работе. Будущий композитор всю жизнь отличался феноменальной работоспособностью.

 
 В звукозаписывающей студии, 1977 год

Еще будучи 16-летним студентом консерватории, Морриконе начал играть в джазовом ансамбле и писать музыку — он просто аранжировал песни для радио и телешоу. Так он начал оттачивать умение оркестровки, за которое его очень ценили. Писать же музыку к кино, благодаря которой и прославился, он начал не сразу, а только в возрасте 33 лет, уже будучи опытным композитором.

Свой профессиональный путь Морриконе начал со спагетти-вестерна — популярного поджанра фильмов о Диком Западе, который зародился в Италии. Впоследствии Морриконе пронес спагетти-вестерны через всю свою жизнь.

Свой главный «Оскар» он получил тоже за фильм о Диком Западе — за «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино. Когда началась работа над фильмом, режиссер прислал Морриконе сценарий, где было множество деталей, порой совершенно незначительных, но для композитора и его работы это сыграло важную роль. Прочитав текст и переговорив с Тарантино, музыкант решил создать что-то абсолютно уникальное, не похожее ни на сегодняшние вестерны, ни на вестерны, с которыми он работал 50 лет назад вместе с Леоне. Для него «Омерзительная восьмерка» была приключенческим фильмом, который просто снят в такой обстановке. Потому и саундтрек Морриконе создавал абсолютно другой.

Такой подход был оправдан, и в 2016 году Американская киноакадемия вручила Морриконе «Оскар».

У Морриконе был свой метод работы: сперва идет фильм, а потом — музыка. Перед тем как начать работу над саундтреком, он всегда смотрел ленту целиком. Потом ему требовалось немного времени, чтобы обдумать увиденное. Какая музыка могла бы звучать в этот момент? Как сделать эту ситуацию более комичной, а эту — более трагичной? Как подтолкнуть зрителя к определенным размышлениям? А когда музыка должна утихнуть?

 
 Фото: EPA

Морриконе очень любил дирижировать своими произведениями. Он делал это до самого конца — даже когда ему уже было 90 лет, он вышел на сцену и дирижировал сидя.

В большинстве случаев это были его киноработы, но Морриконе аранжировал и множество песен для звезд итальянской сцены. Кроме того, он писал не только для оркестра, но и камерные произведения для небольших составов.

Сам он воспринимал себя не революционером, а наследником большой традиции и великого итальянского музыкального ремесла. Среди самых ценных для себя авторов называл не только Луиджи Ноно и Стравинского, композитора тоже по-своему кинематографичного, но и Баха, и Фрескобальди, и Монтеверди.

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале