Умер Эннио Морриконе
После концерта, посвященного 90-летию, 2018 год |
Всемирно известный итальянский композитор, виртуозный музыкант и дирижер Эннио Морриконе скончался в Риме на 92-м году жизни в одной из столичных клиник, куда он попал в результате неудачного падения и последовавшего за ним перелома шейки бедра, сообщает ТАСС.
По словам друга семьи Джорджо Ассумма, до последнего вздоха мастер сохранял «полную ясность ума и большое достоинство», успев попрощаться с любимой женой Марией, сопровождавшей его на протяжении всей жизни, а также поблагодарить детей и внуков за любовь и заботу, которой они его всегда окружали.
Эннио Морриконе также написал сам свой некролог, который Ассумма продемонстрировал журналистам, собравшимся у больницы, где композитор скончался. «Я, Эннио Морриконе, умер. Я объявляю об этом всем друзьям, которые всегда были рядом со мной; но и тех, кто немного далеко, я приветствую с большой любовью», — написано в документе.
Первая слава в мире кино пришла к Морриконе благодаря спагетти-вестернам — он написал музыку для самых известных в жанре фильмов Серджо Леоне, с которым в школе учился в одном классе. Его произведения звучат, в частности, в лентах «За пригоршню долларов», «На несколько долларов больше», «Хороший, плохой, злой», «Однажды на Диком Западе», «За пригоршню динамита». Впрочем, к концу карьеры композитор не любил вспоминать эти работы, которые ему попросту надоели: «Может оказаться крайне скучным писать музыку только для вестернов или хорроров. Мне очень интересно работать с разнообразными жанрами».
Лучшей своей работой Морриконе считал еще одно сотрудничество с Леоне — в гангстерской картине «Однажды в Америке».
Если кто-то из композиторов и попробовал себя во всех киножанрах, то именно Морриконе — он написал саундтреки к таким фильмам, как «Декамерон», «Сало, или 120 дней Содома» и «Кентерберийские рассказы» Пьера Паоло Пазолини, «Перед революцией» и «Луна» Бернардо Бертолуччи, «Легенда о пианисте» и «Малена» Джузеппе Торнаторе, «Изгоняющий дьявола 2» Джона Бурмена, «Свяжи меня!» Педро Альмодовара, «Лолита» Эдриана Лайна, «Неприкасаемые» Брайана Де Пальмы, «Призрак Оперы» Дарио Ардженто. Композитор предпочитал писать музыку еще до начала съемок — для режиссера и актеров, — таким образом, возможно, влияя и на саму работу над картиной.
C Серджо Леоне на Каннском кинофестивале, 1984 год |
Работы Морриконе оказали явное влияние на Квентина Тарантино — тот использовал музыку композитора в «Убить Билла» и «Бесславных ублюдках», а позже даже пригласил Морриконе написать саундтреки к лентам «Джанго освобожденный» и «Омерзительная восьмерка». За работу над последним фильмом он получил премию «Оскар» за лучший саундтрек. Всего наград киноакадемии у Морриконе было мало — еще одну, почетную, он получил в 2007 году «за вклад в киноискусство». Помимо этого, музыкант стал девятикратным лауреатом премии «Давид ди Донателло», трехкратным обладателем «Золотого глобуса», а также получил множество премий и орденов от правительства Итальянской Республики. Морриконе получил три музыкальные премии «Грэмми».
Его композиция Chi Mai, написанная в 1971 году, прозвучала в фильмах «Магдалена», «Встреча» и в триллере «Профессионал» с Жан-Полем Бельмондо в главной роли. Она стала международным хитом. Среди других известных музыкальных произведений Морриконе — The Ecstasy of Gold из «Хороший, плохой, злой», Se Telefonando в исполнении певицы Мины, Here's to You из «Сакко и Ванцетти», Gabriel's Oboe из фильма «Миссия» Ролана Жоффе.
Религиозная тематика также не прошла мимо Морриконе — его музыка звучит в экранизациях библейских притч «Иона, который жил в чреве кита», «Иосиф» и «Авраам».
В 2019 году Эннио Морриконе получил Золотую медаль понтификата от Папы Франциска «за выдающуюся деятельность в области искусства, которая также имела аспекты религиозного характера». Через несколько месяцев после этого маэстро попрощался со сценой, но вскоре согласился выступить с концертом в ватиканском Зале Павла VI в 2020 году.
«Я не мог сказать нет», — заявил тогда Эннио Морриконе.
Среди его работ есть также и научно-фантастические блокбастеры («Миссия на Марс» Де Пальмы), мелодрамы («Дни жатвы» Терренса Малика), фэнтезийные картины («Рыжая Соня» Ричарда Флейшера с Бриджитт Нилсен и Арнольдом Шварценеггером), экранизации классики («Гамлет» Франко Дзеффирелли), политические драмы («Сакко и Ванцетти» Джулиано Монтальдо, «И… как Икар» Анри Вернея), драмы военные («Время убивать» Джулиано Монтальдо и «Убийство в Риме» Джорджа Пана Косматоса) и многое другое. Всего за свою карьеру он написал музыку более чем для 500 кинофильмов и сериалов, экспериментируя с разнообразными жанрами — даже создал электронный саундтрек к фильму «Нечто» Джона Карпентера.
Во время получения «Оскара» за музыку к фильму «Омерзительная восьмерка», 2016 год |
Отметился Морриконе и в работах российских режиссеров — он создал саундтрек к фильму Владимира Хотиненко «72 метра». Также он работал над итало-югославской экранизацией романа Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита», снятой режиссером Александром Петровичем. В конце 60-х Морриконе поучаствовал в создании русско-итальянского фильма — последней режиссерской работе Михаила Калатозова «Красная палатка».
Композитора не ограничивался лишь кинематографом. Морриконе создавал композиции для таких исполнителей, как Шарль Азнавур, Мильва, Пол Анка, Мина, Дзуккеро, Демис Руссос, Франсуаза Арди и Андреа Бочелли, сотрудничал с синти-поп-дуэтом Pet Shop Boys. Число работ и проектов Морриконе настолько массивно, что композитору едва ли удавалось упомнить все. К примеру, к 85 годам в интервью он заявил, что не знает, кто такой Моррисси, — это притом, что с британским музыкантом он написал песню Dear God Please Help Me. О влиянии творчества композитора на свою музыку упоминали такие группы, как Muse, Metallica и Radiohead.
Еще до звездной карьеры, в 1950-х Морриконе выступал с различными джазовыми группами, играя на трубе. Годы спустя он вновь взялся за инструмент ради сотрудничества с авангардистами Gruppo di Improvvisazione Nuova Consonanza. Композитор к концу жизни жалел, что его знают по музыке к фильмам, а не по его экспериментальным музыкальным проектам: «Моя более рискованная, авангардная музыка не так известна широкой публике. Я хотел бы, чтобы о ней узнали».
Биография композитора
Эннио Морриконе родился в Риме в 1928 году и очень гордился тем, что за всю свою долгую жизнь никогда не переезжал из этого города. Его отец был джазовым трубачом, и именно от него будущий композитор получил первые уроки музыки, а в 12 лет поступил в Консерваторию святой Чечилии в Риме, откуда выпустился с тремя дипломами: по классу трубы, инструментовки и композиции.
Но еще до ее окончания Морриконе стал приучать себя к работе. Будущий композитор всю жизнь отличался феноменальной работоспособностью.
В звукозаписывающей студии, 1977 год |
Еще будучи 16-летним студентом консерватории, Морриконе начал играть в джазовом ансамбле и писать музыку — он просто аранжировал песни для радио и телешоу. Так он начал оттачивать умение оркестровки, за которое его очень ценили. Писать же музыку к кино, благодаря которой и прославился, он начал не сразу, а только в возрасте 33 лет, уже будучи опытным композитором.
Свой профессиональный путь Морриконе начал со спагетти-вестерна — популярного поджанра фильмов о Диком Западе, который зародился в Италии. Впоследствии Морриконе пронес спагетти-вестерны через всю свою жизнь.
Свой главный «Оскар» он получил тоже за фильм о Диком Западе — за «Омерзительную восьмерку» Квентина Тарантино. Когда началась работа над фильмом, режиссер прислал Морриконе сценарий, где было множество деталей, порой совершенно незначительных, но для композитора и его работы это сыграло важную роль. Прочитав текст и переговорив с Тарантино, музыкант решил создать что-то абсолютно уникальное, не похожее ни на сегодняшние вестерны, ни на вестерны, с которыми он работал 50 лет назад вместе с Леоне. Для него «Омерзительная восьмерка» была приключенческим фильмом, который просто снят в такой обстановке. Потому и саундтрек Морриконе создавал абсолютно другой.
Такой подход был оправдан, и в 2016 году Американская киноакадемия вручила Морриконе «Оскар».
У Морриконе был свой метод работы: сперва идет фильм, а потом — музыка. Перед тем как начать работу над саундтреком, он всегда смотрел ленту целиком. Потом ему требовалось немного времени, чтобы обдумать увиденное. Какая музыка могла бы звучать в этот момент? Как сделать эту ситуацию более комичной, а эту — более трагичной? Как подтолкнуть зрителя к определенным размышлениям? А когда музыка должна утихнуть?
Фото: EPA |
Морриконе очень любил дирижировать своими произведениями. Он делал это до самого конца — даже когда ему уже было 90 лет, он вышел на сцену и дирижировал сидя.
В большинстве случаев это были его киноработы, но Морриконе аранжировал и множество песен для звезд итальянской сцены. Кроме того, он писал не только для оркестра, но и камерные произведения для небольших составов.
Сам он воспринимал себя не революционером, а наследником большой традиции и великого итальянского музыкального ремесла. Среди самых ценных для себя авторов называл не только Луиджи Ноно и Стравинского, композитора тоже по-своему кинематографичного, но и Баха, и Фрескобальди, и Монтеверди.