Откуда взялся градец малый. Легенды и предания о Москве

Основание каждого великого города связано со множеством легенд. Откуда пошла земля Московская, откуда произошло ее название, откуда появился и сам первопрестольный град, кто его основал — эти вопросы всегда занимали умы многих и многих людей.
 
 А. Васнецова «Основание Москвы»

Загадка имени

Возникновение Москвы овеяно великой тайной времени. Одно из преданий гласит, что Москву основал еще внук библейского Ноя — царь Мосох, считавшийся родоначальником славяно-российского народа. На «превысокой горе» на месте нынешней Швивой горки в районе Таганки он заложил «градец малый» и поселился в нем. Жену Мосоха звали Ква, а сына и дочь — Я и Вуза. Отсюда возникли слова Москва и Яуза — название второй по величине московской реки.

А другая, не менее красивая легенда рассказывает, что сам Илья Муромец уже в преклонных годах возвращался из стольного града Киева в отчие края, умер в дороге и был погребен в большом кургане близ реки. И вдруг из этого кургана

Будто вздох дошел: «Надо мощь ковать!»

И второй дошел — только «Мощь кова».

И третий раз дошел — только «мос кова».

Так и стала зваться река — Москва.

Практически все версии связывают происхождение названия города от его главной реки. Русский историк Василий Татищев считал, что «имя Москва есть сарматское» и переводится как крутящаяся или искривленная река.

Академик же Соболевский вывел слово «Москва» из древнебактрийского языка (Бактрия — государство в Средней Азии в 1 тысячелетии до н. э.) «Москва» по его предположению переводится как «сильная гонщица», «охотница» и означает быстрое течение реки. По другой версии, «Моск» — это старославянское слово «кремень» — камень. В глубокой древности это название относилось к территории с залежами камня, оттуда перешло на реку, а потом и на городскую крепость.

Наиболее же вероятно, что слово «Москва» происходит от старославянского слова «моек», что означает — быть вязким, топким. От него, например, происходят слова «мокнуть», «промозглый». В седой московской древности оно означало большую, часто разливающуюся реку, которая и дала потом название всему городу. 

 
 Деревянный город на Боровицком холме 

На месте сем созиждется град

С основанием Москвы дело обстоит еще сложнее. Существует старинная красивая легенда о киевском витязе Буколе, который жил в одиноком скиту на месте Кремля — там, где стояла когда-то древняя церковь Спаса на Бору. Однажды во сне ему было явлено, что на этом месте возникнет город Москва. Он претерпит испытаний от нашествий врагов и от пожаров, но впоследствии будет славен. Пустынник отправился в село Косино к местному священнику и рассказал о своем видении. Оба пошли в церковь и молили Бога и Богоматерь за весь православный народ и за будущую Москву. Священник стал совершать Литургию. Во время Херувимской песни в храм явилась Божья Матерь, и церковь стала опускаться в землю. На ее месте выступившая из-под земли вода образовала большое озеро. С тех пор под волнами озера не умолкает молитва святых старцев за православный народ и за град Москву. А Косинское озеро почитается святым и возлюбленным Богоматерью.

Есть и другая легенда, связанная с Буколом. В 1206 году киевский князь Даниил Иванович поехал с ученым греком Василием отыскивать новое место для престольного града и своего великого княжения. Они заехали в темный, непроходимый лес, где было огромное топкое болото, и посредине этого болота «узрел князь Великий Даниил Иванович зверя превелика и пречудна, троеглава и красна зело». Тогда князь попросил грека Василия истолковать ему, что означает это видение. И ответил ему Василий: «Великий княже! На сем месте созиждется град превелик и распространится царствие треугольное и в нем умножатся различных орд люди. Это прообразует зверя сего троеглавого, различные на нем цвета — то есть от всех стран учнут в нем люди жити». В том же лесу князь Даниил нашел «посреди болота островец мал» с хижиной пустынника Букола, а через 4 дня оказался на холме, где стояла маленькая хижина, в которой спасался римлянин Подона. Князю понравилось местоположение Подоновой хижины и он пожелал выстроить здесь дом, но Подон сказал ему: «Княже! Не подобает тебе здесь вселиться, то место дом Божий: здесь созиждут храм Божий и пребудут архиереи Бога Вышнего служители». Через шесть лет на месте хижины Букола князь Даниил основал город Москву, а в следующем году на месте хижины Подона заложил церковь Всемилостивого Спаса на Бору в Кремле.

Иную версию появления Москвы дает дошедшая до нас «Повесть о зачале московского княжения». Она рассказывает, что в древности боярин Кучка имел двух сыновей и села красные, хорошие на месте Москвы. Про сыновей узнал суздальский князь Даниил Александрович и потребовал их к себе в услужение, пригрозив боярину войной и разорением за отказ их выдать. Кучка отдал ему сыновей, одного тот пожаловал в чашники, а другого — в стольники. Полюбились они княгине Улите Юрьевне, и задумали тогда Кучковичи вместе с ней погубить князя Даниила. Они зазвали его в глухие дебри на охоту и попытались там убить его. Но раненый князь ускакал от них, а затем, бросив коня, бежал к берегу реки, прося перевозчика за золотой

перстень перевезти его на другой берег. Перевозчик протянул весло за обещанным перстнем, взял его, а потом бросил князя и уплыл один. Князь тогда побежал вдоль берега, нашел сруб над чьей-то одинокой могилой и спрятался в нем. Кучковичи и Улита Юрьевна в страхе перед раскрытием преступления бросились искать князя — они боялись, что Даниил уйдет во Владимир к брату Андрею Александровичу. Улита выдала братьям все секреты мужа — дала им верного пса Даниила Александровича, который всегда и везде мог отыскать хозяина. С помощью этой собаки братья отыскали князя в срубе (пес стал лаять и вилять хвостом, почуяв хозяина) и убили. Но у Даниила был верный слуга, который, схватив маленького сына убитого, Ивана Данииловича, уехал во Владимир к князю Андрею. Кучковичи тем временем бежали к отцу. Князь Андрей из Суздаля пошел войной на Кучку и казнил его вместе с сыновьями. Это произошло 17 марта 1289 года, а на другой день Андрей осмотрел владения Кучки и решил по велению Божию построить здесь город. Он назвал его по реке — Москвой. Сам стал княжить в нем и воспитывать маленького племянника. 

 
 Спасские водяные ворота Китай-города. Васильевский спуск Китайгородской стены 

«Долгие руки» строят Москву

Однако наиболее распространенная и обоснованная версия связывает основание Москвы с князем Юрием Долгоруким. В 1158 году великий князь Юрий, сын киевского князя Владимира Мономаха, на пути из Киева во Владимир к своему сыну Андрею заехал к богатому боярину Кучке, но встретил у него недобрый прием. Боярин оказался негостеприимным и даже стал бранить великого князя. Тогда Юрий приказал убить боярина, а его сыновей и единственную дочь отослал к князю Андрею во Владимир. На месте же богатых сел боярина он заложил деревянный город и назвал его по реке Москвой. О прошедшем напоминает Кучково поле, так в старину назывался район между Лубянкой и Сретенкой.

Иную интерпретацию случившегося дает Татищев. Он, основываясь на Ипатьевской летописи, полагал, что причина гибели Кучки заключалась вовсе не в его недружелюбии, а в ревности, потому что князь Юрий имел обыкновение развлекаться с женами своих подданных, тем более, что прозвище у него было — Долгие Руки — он любил захватывать себе то, что ему не принадлежало. И эта участь не миновала жену боярина Кучки. В 1147 году князь Юрий с войском направился к Торжку, а Кучка, желая ему отомстить, решил отправиться в Киев к недругу князя — Изяславу. Юрий, узнав об этом, «вошел в великую ярость», вернулся к Кучке и убил его, а дочь казненного боярина выдал за князя Андрея. На месте Кучковых сел Юрий Долгорукий основал город Москву. Вскорости, 4 апреля 1147 года, давал в нем «обед силен», принимая в гостях своего двоюродного брата князя новгород-северского Святослава Ольговича.

Правда все это или вымысел, но так или иначе, во всех легендах фигурирует боярин Кучка с семьей, везде присутствует князь, нападающий на Кучку, везде роковую роль играет женщина. Все кончается в итоге гибелью Кучки и его семьи, а поместья переходят в Долгие Руки князя, который основывает город.

Долго предстоит еще изучать, как все было на самом деле. Но, перефразировав Пушкина, скажем: легенда — ложь, да в ней намек. Каждый пусть сам извлекает урок.

Впервые опубликовано 1 марта 1998 года

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале