В России разрабатывают концепцию преподавания истории казачества
Фото: Bravobraz.ru |
Об этом сообщает пресс-служба Минобрнауки.
Открывая заседание, Директор Департамента государственной молодежной политики Минобрнауки России Денис Аширов подчеркнул, что современный научный и образовательный дискурс содержат немало противоречий в вопросе изучения истории казачества.
«Перед нами стоят ответственные задачи выработать единую концепцию преподавания казачьей истории и обеспечить базу для подготовки тех педагогических кадров для казачьих детских садов, школ, кадетских корпусов, колледжей и вузов, которые реализуют образовательные программы с использованием исторических или традиционных ценностей российского казачества», — прокомментировал директор Департамента.
Он добавил, что упомянутые задачи носят стратегический характер и их решение должно быть связано с положениями новой Стратегии государственной политики в отношении российского казачества на 2021–2030 год, а также патриотическим воспитанием молодого поколения.
Андрей Венков, руководитель лаборатории казачества Южного научного центра РАН, в своем докладе сделал акцент на развитие у обучающихся коллективистских ценностей при изучении казачества. Помимо этого, он подчеркнул важность научной основы при изучении истории российского казачества, опоры на военно-патриотические ценности и региональную специфику.
Важным вопросом заседания рабочей группы стала разработка системы подготовки и переподготовки кадров для преподавания казачества в образовательным учреждениях страны. Было отмечено, что в вузах страны необходимо внедрить специализированные программы подготовки, которые будут включать ряд исторических, филологических, социологических дисциплин и специальных методических курсов.
Врио ректора Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского Сергей Чеботарев высказал предложения, касающиеся разработки концепции нового учебника по истории казачества для школьников, кадетов и студентов.
«Красной нитью в главах учебника должна пройти мысль о том, что казачество, прежде всего, – это служение семье, государству и православной вере. Это объединяет всех казаков независимо от территории их проживания», — заметил Сергей Чеботарев.
Он подчеркнул, что на сегодняшний день в школах казачьих образований и кадетских корпусах постоянно проводятся мероприятия по повышению квалификации учителей и офицеров-воспитателей, а также мероприятия, направленные на патриотическое воспитание молодых людей. По заявлению врио ректора Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского сегодня 17 тыс. школьников включены в систему непрерывного казачьего образования.
Единая концепция преподавания истории российского казачества в образовательных организациях будет разработана комиссией по научно-исследовательской работе Совета при Президенте Российской Федерации по делам казачества совместно с Минпросвещения РФ и Всероссийским казачьим обществом.
Указом Президента РФ от 9 августа 2020 года № 505 утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества на 2021–2030 годы. Стратегия отнесена к документам стратегического планирования в сфере национальной безопасности, устанавливает цель государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества – содействие консолидации российского казачества, сохранению, развитию, использованию духовного наследия и культуры казачества для обеспечения реализации его потребности в служении обществу посредством формирования эффективного механизма привлечения казачества к несению государственной и иной службы, участию в решении на основе общественно-государственного партнёрства государственных задач в интересах национальной безопасности.
Фото: Bravobraz.ru |
История казачества в России
Казачество — военное сословие в России в XVIII — начале XX вв., которое стало складываться на южных и юго-восточных окраинах Российского государства из вольнолюбивых крестьян, бежавших от крепостного гнета.
По берегам Дона, Волги, Днепра, Терека, Яика (Урала) возникали вольные казачьи общины, которые за короткий срок освоили огромные пространства вплоть до Черного и Каспийского морей, Кавказских гор. Казаки также активно участвовали в продвижении русских землепроходцев в Сибирь и на Дальний Восток.
В XIV-XVII веках вольные люди — городовые и сторожевые казаки — несли службу на российских границах. В XV — начале XVI вв. на Днепре, Дону, Волге, Тереке, Яике возникли самоуправляющиеся общины так называемых вольных казаков (главным образом из беглых крестьян). Это были общины донских, волжских, днепровских (черкасских), гребенских и яицких казаков. В первой половине XVI в. возникает Запорожская Сечь, во второй половине XVI в. — общины терских казаков и служилое сибирское казачество. В середине XVII в. на территории восточной части Украины, отошедшей к России, образовалось Слободское казачество.
Основу хозяйственной жизни казаков вначале составляли промыслы — охота, рыболовство, скотоводство; со второй половины XVII в. стало распространяться земледелие.
В XVI-XVII вв. основными источниками существования казаков были военная добыча и жалование от государства.
В XVI — первой половине XVII века русское правительство использовало казаков для обороны южных границ, с XVII века — как вооруженную силу в войнах. В начале XVIII века казачьи общины были преобразованы в иррегулярные казачьи войска. В 1721 г. они перешли в ведение военного ведомства; постепенно была ликвидирована выборность войсковых атаманов и старшин, которые стали назначаться правительством.
К XVIII в. казачество превратилось в особое привилегированное военное сословие.
За службу государству за каждым казачьим войском закреплялась занятая им земля, которую войско передавало в пользование казачьим станицам.
В начале XX в. в России существовало 11 казачьих войск: Донское, Кубанское, Терское, Астраханское, Уральское, Оренбургское, Семиреченское, Сибирское, Забайкальское, Амурское и Уссурийское. Кроме того, было небольшое количество красноярских и иркутских казаков, образовавших в 1917 г. Енисейское казачье войско и Якутский казачий полк министерства внутренних дел.
Все казачьи войска и области, населенные казаками, были в военном и административном отношении подчинены Главному управлению казачьих войск, а с 1910 г. – Казачьему отделу Главного штаба Военного министерства во главе с атаманом всех казачьих войск, которым с 1827 г. являлся наследник престола.
Во главе каждого войска стоял «наказный» (назначенный) атаман, а при нем войсковой штаб, который управлял делами войска через назначенных атаманов отделов или окружных атаманов (в Донском и Амурском войсках). Станичные и хуторские атаманы избирались на сходах. Все важнейшие дела обсуждал общий сход казаков (рада, круг), на решения которого рядовая масса оказывала некоторое влияние. Высшим проявлением демократии были и остаются решения казаков в области внутреннего строительства казачьих обществ, выборность своих руководителей (атаманов) с безусловным подчинением решениям большинства. То, что решил Большой казачий круг, подлежит неукоснительному исполнению всеми членами казачьего общества.
Мужское казачье население с 18 лет было обязано нести военную службу в течение 20 лет.
Казаки всегда верой и правдой служили своему Отечеству, видя в этом главный смысл своего существования. В силу ряда исторических и политических причин Отечество ими воспринималось, прежде всего, как служение царю: казаки поступали на службу именно царю, а не государству вообще.
В 1916 г. в Российской империи казачество насчитывало 4 млн 434 тысячи человек, из них служилого состава около 480 тысяч. Национальный состав казачества был неоднородным: кроме русских, составлявших его основу, в него входили украинцы, татары, башкиры, калмыки, народы Кавказа, казахи, буряты, якуты и многие другие народы России.
Благодаря своей боевой подготовке и военным традициям казачьи части играли значительную роль в войнах России XVIII-ХIХ вв., особенно в Семилетней войне (1756-1763), Отечественной войне 1812 года, Кавказской войне (1817-1864), Крымской войне (1853-1856), русско-турецкой войне (1877-1878).
В гражданскую войну казачество в основном выступало на стороне белого движения, но были казачьи части и соединения, сражавшиеся на стороне Советской власти.
В Советской России казачьи формирования были упразднены в 1917 г. В 1920 г. казачество было упразднено как сословие, одновременно проводилась политика «расказачивания», сопровождавшаяся репрессиями.
В 1936 г. были сформированы донские кавалерийские казачьи части и соединения, которые в составе Советской Армии сражались в годы Великой Отечественной войны.
Упраздненное в 1920 г., казачество сохранило свои традиции, обычаи и самобытную культуру предков.
Хранителями казачьих обычаев и традиций выступали старики, поэтому почитание стариков в казачестве было безграничным. Проявление непочтительности к старикам расценивалось как предательство казачьих идеалов и сурово наказывалось обществом.
Преклонение перед старшими закреплялось не только обычаями, но и официальными казачьими законами. Старики не занимали официальных должностей в структуре казачьего самоуправления, но они всегда играли большую роль в общественном мнении и оказывали значительное влияние на решения станичных сборов.
Младшие по возрасту никогда не обращались к старикам без предварительного разрешения. Без разрешения стариков не садился даже атаман, а молодежь вообще не имела права садиться в их присутствии. При стариках казаки строевых возрастов, при погонах, стояли по стойке «смирно», не строевых возрастов и без формы — сняв шапки. Распоряжения старших выполнялись беспрекословно. Ко всем старикам, включая и родителей, обращались только на «Вы». Младший, даже после женитьбы, не имел права закурить перед старшим.
В казачьих семьях за столом право первым зачерпнуть из общей миски было за самым старшим в семье. Хлеб нарезал только хозяин дома. Были случаи, когда пожилой старик мог наказать взрослых сыновей, у которых могли быть уже внуки. А если взрослый сын возвышал голос на отца, последний мог подать жалобу станичному сходу.
Сход утверждал решение учить непокорных сыновей поркой розгами по числу прожитых годов виновника. «Ученый» вставал и вместе с отцом благодарил мир за науку.
Почитание старших в казачьем обществе шло наравне с почитанием детей — продолжателей казачьего рода. Дети, вырастая, создав семью, также бережно относились к своему потомству и учили его уважительному отношению к старшим, окружали пожилых вниманием и заботой.
Нарушителей этой традиции наказывали, вплоть до изгнания из казачьих общин и предания анафеме (при этом публичная порка провинившегося являлась легчайшим из наказаний). В традициях казаков порка назначается всего за три провинности: изнасилование, дезертирство и воровство.
От предков достались и другие методы воздействия, например, многократно описанная «холодная» (что-то вроде изолятора временного содержания), куда сажали буянов и пьяниц. Провинившегося также приговаривали к штрафу — общественным работам на виду у всей станицы.
Казаки бережно хранят свои традиционные песни, фольклор. Музыкальность, хоровая культура были естественной, отличительной чертой казачьих семей. Традиции казачьего песнопения живы до сих пор.