Нужно ли купаться в Крещение?
Священник Димитрий Сташкевич. Фото: Rybinsk.pravorg.ru |
— Отец Димитрий, откуда пошла традиция с купаниями?
— По одной из версий, географически корни этой традиции уходят в Закарпатье. Люди там жили тяжело, им приходилось развлекать себя, поэтому они широко праздновали святки (дни от Рождества Христова до Крещения). Гадали в Сочельник, наряжались в ужасные костюмы, надевали уродливые маски, шкуры. Но они делали это искренне, не зная веры, их вера ограничивалась фольклором, религиозной составляющей не было. Они и не знали, что пророк Моисей когда-то сказал: мерзок в глазах Божиих тот, кто занимается ворожбой, магией и гаданием.
И, изрядно «набесившись», к окончанию святок люди чувствовали, что их что-то тяготит, совесть ли, душа ли. Им хотелось очиститься от этой скверны. Но на таинство исповеди идти желали не все, поэтому «скоморохи» придумали свой способ: ночью прийти в иордань, пока никто не видит, разбить купель побольше, и окунуться в воду, которую освятил Христос, и, как следствие, выскочить из неё «святым». Но они не знали, что грехи смываются с человека не в течение великого водоосвящения, а во время таинства крещения. То есть это происходит один раз в жизни. А дальше грехи смываются только истинным покаянием.
Этот недостаток — неспособность восприятия духовных причин праздников — заложен в нас глубоко и тянется уже тысячелетие. Взять хотя бы эпизод, когда крестился князь Владимир. Он произнес примерно такую фразу: «Кто мне друг, завтра жду в водах Днепра». Как поступила высокопоставленная общественность? Конечно же, пришла. И не потому, что сознание людей перевернул образ Христа, а только потому, что никто не хотел быть в немилости князя. Люди пришли, потому что другие пришли. Сейчас это тоже встречается: у нас широко отмечают религиозные праздники, но не знают истинных причин и поводов празднования, не собираясь прославлять имя Христа.
Фото: Astrakhanfm.ru |
— Массовые купания в проруби - сравнительно недавняя традиция. А как праздновали Крещение, скажем, сто лет назад?
— Если посмотреть на дореволюционные фотокарточки, например, из Поволжья, можно увидеть, что там нет больших иорданей и массовых мероприятий. Прорубь там была махонькая, диаметр позволял едва опустить туда ведро или бидончик, чтобы зачерпнуть воды. Зато какие красивые сени были, которыми украшали эту маленькую прорубь! Никто не купался, все шли просто почерпнуть святую воду, чтобы потом ее пить, окроплять себя, жилище, помазываться этой водой. Кстати, животных тоже можно окроплять святой водой, только ни в коем случае нельзя давать ее им пить. Святая вода — лекарство для нашей души.
Сейчас же этот процесс превратили в шоу: проруби большие, чуть ли не мини-бассейны, в форме креста, с поручнями и лестницами, рядом — палатки с чаем и кофе и представители МЧС. В такой атмосфере сложно соприкоснуться с Богом.
— Как традиция купания коррелируется с истинной верой?
— Многие превращают сейчас крещенские купания в экстремальную Спартакиаду. Так не нужно делать: во-первых, для этого есть клубы любителей зимнего купания или кружки по интересам для «моржей». Во-вторых, такие купания могут быть просто-напросто опасными для здоровья: вызвать спазм сосудов, остановку сердца. Неподготовленному человеку этого делать точно не надо,: в январе начинать закаляться тнеправильно, говорю это как бывший медик. Будет нанесен вред здоровью, а «виноват» будет Господь, я же, мол, ради Него это сделал. Нет, не ради Него.
Фото: Weburg.net |
Можно «окунуться» в воду и дома: включить воду из крана, или набрать ванну. Помолиться от сердца — словами или молча, но главное искренне, просто побыть с Богом, чтобы этот процесс был вещественным переживанием. Суть же не в самой воде, а в Господе Боге, который даёт нам милость. И я уверен, что через такое отношение — спокойное, тихое, благоговейное — Господь обязательно откроется человеку.
Очень грустно, когда на купаниях есть такие персонажи, которые окунаются, перед этим осенив себя ромбом (неправильно крестятся), выскакивают из воды, матерясь от холода, принимают что-нибудь горячительное, закуривают сигарету, приобняв рядом стоящую «моржиху», и по итогу фотографируются. К сожалению, мы культурно не созрели, поэтому всё это превращается в шоу. Человек, который годами не был на исповеди, давно не был в храме, придумал для себя обряд самообмана. Опасность в том, что человек, может, и думал, что пора сходить в храм, но тут он выкупался в холодной воде, и вроде как прикоснулся ко Господу, и больше ничего и делать как будто не надо. Но христианство должно начинаться с добрых дел, а не с купания.
Беседовала Дениза Хасан