Колонка редактора: Про дворцы и митинги
Анастасия Прощенко |
Что изменилось сейчас, спустя почти три тысячи лет после этих слов? Да что там три тысячи, возьмем хотя бы пять веков русской истории.
Спросите себя: когда простой народ жил лучше, чем теперь? Когда политика была делом честным и добрым? Когда дворцы власть имущих были менее помпезными?
Никогда.
Я не пытаюсь никого оправдывать, а пытаюсь размышлять независимо, ретроспективно, аналитически. Я не хочу быть ни на чьей стороне.
Теперь мы ходим на экскурсии во дворцы прошлых столетий, при этом продолжая считать их хозяев великими.
Например, значительную часть XVII века в России был страшный голод, один бунт сменялся другим. Крестьяне питались гнилой дубовой корой и ели желуди, в то время как император, подавивший одно из таких восстаний, в начале следующего века возвел на болоте город в честь своего святого и построил Петергоф (по-русски — дворец Петра).
Изменилось ли что-нибудь через сто лет?
Юрий Фастенко, Воронцовский дворец |
Возьмем хотя бы Воронцовский дворец — летнюю резиденцию генерал-губернатора Новороссийского края. В начале XIX века на него было потрачено 20 миллионов рублей — на современные деньги это примерно 130 миллиардов. Дворец был сделан из особо твердого камня, строить из которого было почти как из алмазов. А люди в большинстве своем продолжали пухнуть от голода.
Кто-нибудь скажет: ну вот Сталин был неприхотлив в быту. Ха-ха. Он самоутверждался иначе: нет алмазных дворцов — зато есть ГУЛаг.
Теперь о другом. О русском бунте. Опять же: когда-нибудь было иначе?
1648 год. Соляной бунт из-за огромных налогов и коррупции. Стрельцы разгоняют делегацию, отправившуюся жаловаться к царю. В итоге беспорядки, Китай-город сожжен, убито несколько чиновников, сотни участников восстания казнены.
1662 год. Медный бунт: снова из-за коррупции (и фальшивомонетничества). Опять несколько тысяч человек мирно отправились к царю. Стрельцы и солдаты по его приказу загнали толпу в реку и перебили, выживших арестовали. Сотни человек утопили в реке, 150 потом повесили, остальных били кнутом, пытали, «отсекали руки и ноги и у рук и у ног пальцы», клеймили и ссылали на вечное поселение.
Эрнест Лисснер, Соляной бунт |
1698 год. Стрелецкий бунт. Всего было казнено больше двух тысяч человек, биты кнутом, клеймены и сосланы 600, по большей части несовершеннолетние. Пятерым стрельцам Петр I (Великий!) отрубил головы лично.
И это только один XVII век.
Вспомним судьбу предводителей восстаний. Иван Болотников — ослеплен и утоплен в проруби; Стенька Разин — после жестоких пыток публично четвертован (заживо разрублен на части) на Болотной площади; Кондратий Булавин — убит соратниками, а его обезглавленное тело подвешено за ногу на всеобщее обозрение; Емельян Пугачев — четвертован, голову посадили на кол, а части тела разнесли по четырем частям города, положили на колеса, а потом сожгли… Продолжать не хочется, вспоминайте сами.
Нет, я не оправдываю этих людей — они сами были ещё те разбойники. Но с чего вдруг удивляться, что люди у власти травят, душат, застреливают, закалывают, зарубают друг друга?
Вспомним и самих царей, владельцев алмазных замков. Не всем из них повезло умереть своей смертью…
Люди во все времена одинаковы. И сколько бы мы ни убеждали себя в цивилизованности современного общества, в гуманизме нашего времени — когда речь идет о жизни и смерти, включаются куда более древние и примитивные механизмы. Потому политическая борьба, я думаю, тоже будет всегда одинакова: или ты, или тебя.
Думаю, что пытаться бороться с насилием и произволом через бунт бесполезно. Это как идти против паровоза или бороться с земным притяжением, прыгая в пропасть.
Эрнест Лисснер, Медный бунт |
Кто-то скажет: но Соляной бунт привел к принятию Соборного уложения, революция 1905 года — к образованию парламента, декабристы вообще перевернули все общество, а в 1917 году и вовсе удалось свергнуть ненавистную власть! Так учили в Советском Союзе. Но если смотреть в комплексе, ни одно из восстаний не привело ни к чему, кроме бессмысленных смертей десятков тысяч человек. Ни Болотников, ни Разин, ни Пугачев, ни декабристы не добились в итоге своих целей. Большевики — добились, но что с того получил народ? Коллективизацию, раскулачивание, репрессии... Еще в XVI веке Макиавелли писал, что власть, установленная насильственным свержением предшествующей, всегда оказывается еще хуже.
А страдает всегда кто? Простой народ, который используют как пушечное мясо в политической борьбе. Поэтому мне не очень понятна логика тех, кто осознанно нарывается «на ледоруб». Кому будет плохо от санкций — тому ли, кто в них виноват, или страдать будет снова народ? Ответ очевиден. И где же тогда в этой идее лезть на рожон — забота о людях?
По-моему, весьма символично, что митинг в этот раз проходил на Пушкинской площади.
За 200 лет до этого, изучая историю крестьянской войны 1773-75 годов, свободолюбивый друг декабристов записал в рабочей тетради: «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка копейка».
Или ещё из него: «Зависеть от царя, зависеть от народа — не всё ли нам равно? Бог с ними».
А 140 лет назад, на этой же самой площади выступал на открытии памятника Пушкину, Достоевский. Тогда он сказал триумфальную речь, внимая которой люди падали в обморок. И вновь предсказал грядущую революцию. Он всей своей жизнью, всеми трудами доказывал, что бунт и революция — это путь к бессмысленной погибели.
«Революционная партия тем дурна, — писал он в записной книжке, — что нагремит больше, чем результат стоит, нальет крови гораздо больше, чем стоит вся полученная выгода. (Впрочем, кровь у них дешева). Всякое общество может вместить только ту степень прогресса, до которой оно доразвилось и начало понимать». Проще говоря, каков народ — такова и власть.
Василий Суриков, Утро стрелецкой казни |
Так где же выход — сидеть сложа руки, молчать и попустительствовать беспределу? Отнюдь не так. И Пушкин, и Достоевский одинаково отвечают на этот вопрос: надо начинать революцию внутри себя. Бороться со своими грехами, а не с чужими. Исправлять прежде всего себя, а не мир.
Проблема в том, что каждому кажется: я хороший, я достоин лучшего. Это другие плохие. Так почему бы мне, хорошему, не отобрать что-нибудь у плохих? Ведь добро обязательно победит зло, поставит его на колени и зверски уничтожит. «Весь мир насилья мы разрушим до основанья, а затем мы наш, мы новый мир построим: кто был ничем, тот станет всем», — гласил гимн СССР до 1944 года.
Но, как сказал Иван Карамазов, гармония, построенная на слезинке хотя бы одного замученного ребенка, — это уже не гармония. Там, где пролита кровь, уже не может быть мира.