«Бог велит идти в партизаны»
А потом совершенно неожиданно начал:
— Братья и сестры, я понимаю большое горе отца и матери убитого, но не наших молитв и «Со святыми упокой» своей жизнью заслужил во гробе предлежащий. Он — изменник Родины и убийца невинных детей и стариков. Вместо «Вечной памяти» произнесем же: анафема».
Люди стояли как громом пораженные. А отец Александр, подойдя к полицаям, продолжал:
— К вам, заблудшим, моя последняя просьба: искупите перед Богом и людьми свою вину и обратите свое оружие против тех, кто уничтожает наш народ, кто в могилы закапывает живых людей, а в Божиих храмах заживо сжигает верующих людей и священников.
Эти простые слова пронзили сердца людей. Они говорили: «Если священники взялись за оружие, так и нам Бог велит идти в партизаны». В результате прямо с кладбища многие ушли в партизанский отряд. Из письма отца Александра, посланного осенью 1944 года митрополиту Алексию (Симанскому), известно, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55% в том числе из-за их расстрелов фашистами за содействие партизанам.
Нередко связь между населением и партизанами осуществляли священники. Например, связным партизанского отряда был белорусский протоиерей Василий Копычко. Со связными расправлялись жестоко. Нацисты расстреливали их семьи, не щадя и маленьких детей, на площадях, перед насильно собранными односельчанами. В этих трудных условиях в доме отца Василия проходили встречи руководства и связных партизанских отрядов.
Порой от действий священника, от его смелости, решительности зависела жизнь сотен и даже тысяч людей. В январе 1943 года весь партизанский край в Белоруссии был объят пламенем: действовали каратели. Партизаны решили сначала пойти на хитрость. К карателям послали церковную делегацию с жалобой на партизан и с просьбой о защите. Главой делегации был отец Иоанн Рожанович, настоятель церкви в селе Сверцевичи, которому предстояло убедить немцев, что партизаны сильны и располагают большим силами.
Беседа с фашистами закончилась тем, что офицер скомандовал своему отряду: «Срочно отступать!» Тогда отец Иоанн спросил: «Господин офицер, а кто же будет нас защищать от партизан?!» Тот вместо ответа только махнул рукой и побежал к машине…
Этот случай, а также ряд других примеров участия священства в партизанском движении описан в книге Павла Кузьмича Раины «За веру и Отечество» в виде очерков о духовенстве Пинского края. Его отец, иерей Косьма Петрович Раина, сам помогал партизанам. 9 октября 1943 года, на рассвете, в день празднования Иоанна Богослова, село Хойно было окружено фашистами. Отец Косьма находился один в церкви, совершая проскомидию. Услышав в храме немецкую речь, вышел из алтаря и понял: настал его смертный час. Старший в группе приказал срочно разоблачиться и следовать за ним в полицейский участок.
Документы и часы офицер передал переводчику, который, улыбаясь, сказал: «Вам они больше не понадобятся». Солдатам было приказано увести его. Проходя мимо церкви, отец Косьма упал на колени и стал усердно молиться. Солдаты оказались верующими людьми, ибо предсмертной молитвы священника они не нарушали, а молча отошли.
Отец Косьма так и не смог восстановить в памяти, сколько времени длилась его молитва. Но когда поднялся с колен и осмотрелся, никого рядом не было! Осенив себя крестным знамением, спокойно, с молитвой на устах, он направился в сторону густого кустарника, за которым начинался спасительный лес.
Партизаны ценили и уважали отца Косьму. Так, за несколько дней до новогодних праздников 1944 года он получил от командования бригады личное приглашение прибыть в партизанский лагерь и принять участие в новогоднем митинге. Вот как вспоминал об этом сам батюшка: «Не успел я привести себя в порядок с дороги, как позвали меня в штаб. Здесь тепло встретило меня все начальство, готовящееся к новогоднему митингу… На обширной поляне, напротив землянки штаба, строились по ротам богатыри-партизаны. Сопровождающий меня начальник штаба, заметив, что я ищу кого-то глазами, указал мне на стоящих справа от нас разведчиков, среди которых увидел я своих сыновей Петра и Павла. В неописуемой радости забилось мое сердце…»
Отец Косьма был награжден медалью «Партизану Великой Отечественной войны» 1-й степени; Петр Раина — орденом Красной звезды, Славы 3-й степени и медалями «За взятие Варшавы» и «За взятие Берлина»; Павел Раина — орденом Боевого Красного знамени и медалями Партизану Великой Отечественной войны» 1-й и 2-й степеней.
Впервые опубликовано 1 июня 2001