Многодетная ученая с Урала делится секретами успеха в науке и семейной жизни
Татьяна Чернышова. Фото: Minobrnauki.gov.ru |
Своим примером Татьяна доказывает, что женщины-ученые способны сочетать профессиональную реализацию и счастливую семейную жизнь, сообщает пресс-служба Минобрнауки.
На четвертом курсе обучения в Физико-технологическом институте Уральского федерального университета имени первого Президента России Б.Н. Ельцина Татьяна Чернышова попала в лабораторию квантовой наноспинтроники Института физики металлов под руководством Михаила Миляева и Ларисы Наумовой. По настоящее время она работает в этом, по её словам, «замечательном коллективе». Её команда занимается технологиями синтеза магнитных многослойных наноструктур, исследованием их физических свойств и спинового транспорта в них, а также приложениями в спинтронике.
У Татьяны Чернышовой две дочери и сын, и скоро она ожидает рождения второго сына. Старший ребенок заканчивает первый класс, и двое посещают детский сад № 568 при Уральском отделении РАН.
«Это, к слову, замечательно, что для детей сотрудников Уральского отделения РАН существует свой доступный детский сад с ясельными группами. Хотелось бы, что такое учреждение жило, развивалось и помогало родителям-ученым легко возвращаться к работе», — говорит Татьяна.
Благодаря возможности беспрепятственно оформить ребенка (в возрасте около двух лет) в детский сад, она возвращалась к работе после каждого отпуска по уходу за ребенком.
Говоря о том, как ей удается сочетать воспитание детей и научную деятельность, Татьяна отмечает: «Наверное, это целеустремленность и интерес к жизни. Когда что-то действительно интересно, то будешь делать это, даже если на пути много препятствий. Но конечно, есть и обязательные рутинные занятия — и их выполняешь из чувства ответственности, потому что надо сделать, несмотря ни на что, потому что от результата и скорости твоей работы зависят дела других людей».
По словам Татьяны, ей нравится её рабочая деятельность: «А именно, то, что приходится размышлять и действовать разносторонне, постоянно развиваться. Во многом меня вдохновляют мои близкие коллеги, я учусь у них и нарабатываю опыт отношения к разным рабочим ситуациям».
Она добавляет, что то же самое с детьми: «Они растут и постоянно меняются. Приходится что-то узнавать или придумывать самой для их развития, досуга, миролюбивого существования в большом коллективе, большой семье».
Институт Физики Металлов (ИФМ) УрО РАН |
«Ну и конечно, моих "маленьких побед" не было бы без всесторонней поддержки мужа Михаила, а также эмоциональной помощи и понимания наших с ним родителей. Хотя со всеми семейными заботами мы с мужем стараемся справляться сами», — говорит учёная.
Говоря об обучении детей, Татьяна Чернышова рассказывает, что они с мужем стараются дома и на природе интересно играть и развлекаться на уровне возраста детей (им — 7 лет, 4 и 2 года): «наблюдать-исследовать, замечать необычное в обычном и вынуждать думать логически».
При этом она отмечает, что их с мужем идеи «досуга с научным уклоном носят скорее спонтанный и интуитивный характер».
«Надеюсь, что с приближением младших детей к школьному возрасту мы будем действовать более направленно, например, посещать научные музеи и организации, просматривать научно-популярные ролики, фильмы, проводить, возможно, различные эксперименты в домашних условиях, но по интересам и не навязчиво. Ни для кого не секрет, что дети, прежде всего, копируют поведение своих родителей, поэтому мы стараемся показывать на собственном примере интерес к разнообразным наукам и знаниям», — заключает Татьяна Чернышова.