Неофитские страдания
Фото: Sreda.org |
В Церкви человек сталкивается с некоторыми «постулатами жизни православного христианина» (гласными и негласными), например: духовник должен быть один; православной девушке нужно поскорее выходить замуж; муж должен главенствовать над женой и пр. Все эти жизненные принципы верны, но неофит, при отсутствии советов мудрого духовника, может воспринять их как руководство к срочному действию и поломать свою душу. Ему хочется быть «правильным» христианином, и если что-то в его жизни не вписывается в рамки этих «постулатов», он пытается «подогнать» себя под них.
Женщина приходит в Церковь и слышит, что муж в семье должен главенствовать. Муж у нее, человек мягкий и уступчивый, внешне не соответствует образу эдакого непоколебимого главы семейства, а она сама (как это бывает в русских семьях) — женщина уверенная в себе, энергичная, периодически берет бразды семейного правления в свои руки. В порыве послушания она пытается резко поменять семейное устройство и огорчается, не находя в своей сильной половине признаков лидерства. Муж не понимает, что от него хотят; жена нервничает, пытаясь вместиться в таким образом воспринятые ею рамки христианской жизни, и вот устои этого крепкого семейства начинают расшатываться. Хорошо, если муж ее тоже воцерковляется, а если нет? Сколько еще времени пройдет и сколько будет пережито-перемучено, пока эта женщина поймет, что главная ее цель как христианки — поддерживать семейное единство и равновесие, а способы поддержания — уже отдельный разговор… Хорошо еще, если поймет, — может ведь и сказать: да зачем мне в эту церковь ходить, все было хорошо, гармонично, а как послушала попов, только хуже стало.
Другой раб Божий услышал где-то, что непременно должен быть один духовник, а он исповедуется одновременно двум (и общение с обоими одинаково дорого ему). Начинаются попытки искусственно выбрать одного, а со вторым разорвать духовное общение. Страдалец этот еще не знает, что некоторые достойные христиане десятилетиями не могут встретить того, кого они могли бы назвать духовным отцом, смиренно сознавая, что нет еще на то воли Божией. Но только через свои страдания этот неофит становится православным христианином.
В начале своей церковной жизни человек еще не улавливает всей полноты церковного мировосприятия, не сразу понимает, что такое многообразие человеческих путей в единстве Божиего Закона, что значит «в доме Отца Моего обителей много». По-настоящему церковный человек — тот, кто знает, что значит «бороться с грехом», и кто искренне стремится в целостности воспринимать христианское учение.
Впервые опубликовано 19 июня 2005 года