Как подготовиться к сессии за 20 дней, если тебе девять лет?
Четырехлетняя младшая сестра Алисы уже готовится стать первоклассницей. Хорошо ли это для ребенка? Ответить на этот вопрос сложно: любые родители имеют право сами выбирать формы развития и обучения для своих детей, и советы со стороны могут быть просто нетактичными. При этом специалисты, общавшиеся с Алисой или видевшие ее выступления, говорят о том, что у девочки не развиты социальные навыки, а по уровню эмоционального интеллекта она находится скорее на уровне дошкольника. В таком случае достаточно сложно учиться на психолога, ведь эта профессия предполагает определенный жизненный опыт, устойчивость к стрессам и способность ставить границы между собой и ситуациями, в которые попали клиенты и пациенты. Очень сомнительно, что ребенок или подросток обладает компетенциями для такой работы.
Впрочем, не будем размышлять о будущем и поговорим о самом процессе обучения в университете. Вот цитата из интервью родителей «Московскому комсомольцу»:
– С начала учебного года Алиса прочитала учебники по философии – вузовский, страниц на 800, анатомии и физиологии центральной нервной системы (страниц 600), 13 диалогов о психологии Соколовой (страниц 700), а также учебники по «Русскому языку и культуре речи», «Логике», «Концепциям современного естествознания», «Незнайку на Луне» и немного сказок. Алиса подготовила доклад, который уже одобрен преподавателем. Редкий студент может похвастаться такими результатами к 20 дню семестра. Она готова сдавать ряд дисциплин.
Как человек, преподававший и в школе, и в вузе, могу заметить, что обучение даже в школе не равно чтению учебника. Мой сын регулярно читает учебник истории, но чтобы, например, просто соотносить дату по годам и по веку, нужны определенные навыки и знание математики. Вот простая задачка: к какому веку относятся 1900 или 2000 год? Чтобы освоить даже эти знания, необходимо, чтобы ребенок понял, что такое счет по годам и векам и представил, зачем вообще это нужно.
А теперь представьте: за 20 дней девятилетняя девочка пережила стресс от смены места учебы, новых требований, незнакомых взрослых сокурсников и преподавателей, прослушала десяток лекций и прочитала не менее трех тысяч страниц научного текста. Добавим еще 300 страниц сказок и предположим невероятное: с 1 сентября Алиса методично в день читала 200 страниц текста (это ее норма, по словам отца). Это 15 дней чтения при минимальных объемах. По словам родителей, Алиса также сделала доклад. Еще тысяча страниц в запасе. Чисто теоретически, все это можно прочитать, но чтобы понять и запомнить, требуется куда больше времени.
Вот пример из моей институтской и аспирантской молодости. На внимательное чтение и конспектирование одной статьи, скажем, в 20 страниц насыщенного текста у меня уходило в Ленинской библиотеке три-четыре часа. Больше двух-трех серьезных научных статей в день я не мог освоить – голова переставала соображать. Итого в день по специальности я мог обработать до ста страниц научного текста.
Это очень серьезная нагрузка даже для двадцатидвухлетнего аспиранта. Понятно, что можно выучить китайский язык за сутки, но это сложно и требует больших нервных затрат. Это утомительный для мозга труд, который требует полной сосредоточенности. Чтобы написать шпаргалки, например, к экзамену по старославянскому языку и исторической грамматике, мне нужно было 3-4 дня по 6-8 часов в день повторять материал лекций, семинаров и учебников, а также искать дополнительную литературу. Философию в своей жизни я сдавал трижды и до сих пор вспоминаю подготовку к экзаменам по очень хорошим учебникам как кошмарный сон.
Можно представить, насколько сложно реально учиться даже по любимой специальности сильно мотивированному студенту и аспиранту, который любит работать с источниками. Ведь даже если читать по четыре тысячи страниц или шесть миллионов знаков научной и художественной литературы за 20 дней и делать это без отдыха и перерывов, нужно еще научиться важнейшим практическим навыкам. Например, как работать в библиотеке, как заказывать и, самое главное, читать в архивах рукописи XIII века. Не думаю, что работа психолога проще, чем работа историка или филолога, поэтому я просто не верю, что Алиса смогла усвоить такой объем нового материала.
Конечно, можно учиться по принципу «сдал и забыл», но и в этом случае подготовиться к сессии за 20 дней даже студенту лет семнадцати сложно. Девятилетний ребенок вряд ли может понять особенности центральной нервной системы, философии Аристотеля или базовые принципы логики.
Да родители Алисы и сами проговариваются: для себя ребенок читает сказки и книги про Незнайку и его друзей. Общается она тоже только со сверстниками. Родители не раз говорили, что ей неинтересно ни со студентами, ни с преподавателями. Однако университет – это еще и среда для передачи опыта. Ребенок не может учиться в вузе не потому, что плохой или глупый – просто всё хорошо в своё время.
Мы уже не говорим о том, что Алиса сейчас учится дистанционно, и не очень понятно, как она будет сдавать зачеты и экзамены без папы. Есть немаленькая вероятность, что на самом деле большую часть работы за девочку выполняет ее отец, и первый же реальный зачет или экзамен покажет, что знания ребенка по предмету, а главное, его понимание равны почти нулю.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции