«Воспоминания о Марни» и другие хорошие мультфильмы
Для начала хочется рассказать о главном герое статьи.
«Воспоминания о Марни» (2014, Япония, реж. Хиромаса Ёнэбаяси)
12-летняя Анна растёт в приёмной семье. Она мало общается со сверстниками, болеет астмой и страдает от догадки, что опекуны живут с ней только ради пособия. После очередного приступа болезни её отправляют на отдых в маленький приморский городок с чистым воздухом. На новом месте внимание девочки привлекает уединённый особняк. Вскоре она знакомится с обитательницей этого дома – загадочной девочкой по имени Марни. Дружба с ней помогает Анне повзрослеть и разобраться в своих отношениях с семьёй.
«Воспоминания о Марни» – один из самых серьёзных мультфильмов студии Ghibli наряду с «Могилой светлячков». И один из самых реалистичных, несмотря на некоторый мистический флёр. Его будет приятно посмотреть в середине осени, так как это настоящее летнее приключение, напоминающее о каникулах. Хотя не стоит ждать от «Воспоминаний о Марни» экшена. Ёнэбаяси сделал отличную мелодраму о важности семьи в жизни человека. Он рассказал о том, как полноценная семья важна для взросления, а весь экшен «приберёг» для своего следующего фильма.
«Мэри и ведьмин цветок» (2017, Япония, реж. Хиромаса Ёнэбаяси)
А вот и следующий фильм Ёнэбаяси, в котором также присутствует атмосфера «настоящего летнего приключения».
Юная Мэри проводит остаток летних каникул в загородном доме. На природе она знакомится с недовольным котом по кличке Тиб. Тот приводит Мэри сначала к загадочному синему цветку, а затем – к старой метле. Плод синего цветка даёт девочке временные магические способности и оживляет метлу. Та уносит Тиба и Мэри далеко за облака, где находится школа магии Эндор. Там все принимают девочку за новую талантливую ученицу-ведьму. Мэри невольно подыгрывает обитателям школы, не зная, что те готовы на всё ради волшебных плодов.
В декабре 2014 года Ёнэбаяси ушёл из-под крыла студии Ghibli. «Мэри и ведьмин цветок» – первая большая работа его собственной студии Ponoc. Впрочем, от влияния Миядзаки уйти не так-то просто. Больше всего «Мэри и ведьмин цветок» похож на ещё одну работу Ghibli. Да, это сказка с полётом фантазии в духе Миядзаки. Достаточно посмотреть на волшебных существ из картины Ёнэбаяси. Некоторые из них могли бы достойно смотреться и в работах самого Хаяо. Например, неприятные летающие создания, похожие на рыб.
Кадр из аниме «Мэри и ведьмин цветок»: летающие «рыбы» атакуют ведьму на метле. |
В фильме Хиромасы Ёнэбаяси немало отсылок. Кот, приводящий Мэри к волшебному цветку, напоминает о Белом Кролике из «Алисы в Стране чудес». Мальчик в очках, пытающийся усмирить метлу в школе магии, – явный привет Гарри Поттеру. Директор школы мадам Мамблчук кажется более молодой и симпатичной версией колдуньи Юбабы из «Унесённых призраками» (2001). Големы, работающие на Мамблчук, пластикой движений напоминают слуг Ведьмы Пустоши из «Ходячего замка» (2004). Что уж говорить об отсылках к «Ведьминой службе доставки» всё того же Миядзаки, выпущенной в 1989 году. Перечислю парочку. В обоих мультфильмах юные ведьмы знакомятся с мальчиками, с которыми впоследствии начинают дружить. У Миядзаки в одной из первых встреч мальчик подъезжает к ведьмочке на автомобиле с надписью «Monkey». А у Ёнэбаяси мальчик поначалу дразнит Мэри «обезьянкой». Кроме того, Ёнэбаяси напрямую цитирует Миядзаки в эпизоде, где летающие «рыбы», нападая на ведьму, вырывают хворостинки из её метлы. То же самое было в «Ведьминой службе доставки», только там вместо «рыб» были обычные вороны.
Кадр из аниме «Мэри и ведьмин цветок»: отсылка к «Гарри Поттеру». |
Кадр из «Ведьминой службы доставки» – мультфильма, повлиявшего на «Мэри и ведьмин цветок» |
«Мэри и ведьмин цветок» – добротная сказка о лете, дружбе и ответственности за свои поступки. Аниме снято по мотивам романа английской писательницы Мэри Стюарт «Маленькая метла». Именно поэтому герои тут носят преимущественно английские имена.
«Волшебный лес» (2012, Франция, реж. Жан Кристоф Дюссант)
Название «Волшебный лес» – очередная бессмысленная отсебятина российских локализаторов. Правильное название картины – «День ворон» (Le jour des corneilles, The Day of the Crows). Так же называется и книга, по которой сделали этот замечательный фильм.
Главный герой – безымянный мальчик, живущий в лесу вместе с жестоким отцом. Ребёнку запрещено покидать пределы леса. Однако когда отец получает серьёзную травму, сын уходит из леса за помощью. В городе мальчик находит долгожданную помощь, а также встречает новых друзей и… новых врагов.
Поначалу можно подумать, что перед нами – необычная вариация на тему Маугли, где ребёнка воспитывают не волки, а одичавший отец. Однако первое впечатление быстро развеивается. Борьба с дикими зверями и суровая жизнь на природе занимают незначительную часть «Дня ворон». В первую очередь это история о битве человека со своим внутренним зверем. Волшебного леса в мультфильме нет. Он предельно реалистичен и рассказывает о настоящих человеческих проблемах и трагедиях. Элементы мистики и сказки тут мало что меняют.
При этом «День ворон» – хороший вариант для просмотра всей семьёй. Трагедия в нём соседствует с комедией и мелодрамой, а рисунок напоминает о качественных франко-бельгийских комиксах. Концовка же способна растрогать как детей, так и взрослых. Также могут быть довольны и знатоки французского языка. Роль отца здесь озвучивает Жан Рено, а роль доктора из города – Клод Шаброль. Эту роль выдающийся французский режиссёр озвучил незадолго до смерти.
«Обитатели холмов» (1978, Великобритания, реж. Мартин Розен и Джон Хабли)
А вот это уже серьёзный разговор о дикой природе. Казалось бы, простая история: группа кроликов, предчувствуя неясную опасность, покидает стаю и пытается найти безопасное место для жизни. В исполнении Мартина Розена (основного режиссёра картины) всё это превращается в душераздирающую одиссею.
Признаться, я не читал «Корабельный холм» – роман, лёгший в основу фильма. Зато я читал роман Феликса Зальтена «Бэмби», который не очень похож на милую диснеевскую экранизацию 1942 года. «Бэмби» – одно из самых мощных потрясений детства. Удивительная книга, показывающая без прикрас мир дикой природы. Вот как в ней описывался страх оленей перед человеком: «Олени тесно прижались друг к другу, всей слабостью сердца ощущая ту тёмную власть, которая безраздельно господствовала над ними. Жадно внимали они рассказам, полным ужаса и крови. События недавних дней перемежались с преданиями далёкой старины, ибо Он был всегда и всегда нёс с собой смерть, и каждый невольно думал, чем бы умилостивить Его, как избежать Его роковой власти».
В «Обитателях холмов» Розена чувствуется именно этот зальтеновский ужас. Однако его источником является не только человек, но и… другие кролики. Они здесь одинаково похожи как на реальных животных, так и на людей. Однако от людей они берут самое худшее – немотивированное насилие и жажду власти. Всё это может вызывать неожиданные ассоциации, например, с геноцидом. Так, в мультфильме есть эпизод, где люди наполняют кроличьи норы отравляющим газом; и на ум сразу приходят газовые камеры. Хотя, если вдуматься, автор литературного первоисточника Ричард Адамс – человек с опытом. Родился в 1920 году, служил в британской армии во время Второй мировой войны.
У «Обитателей холмов» неочевидный возрастной рейтинг. В Великобритании фильм сначала относился к категории U (Universal – для любого возраста), но с 2022 года перешёл в категорию PG (Parental Guidance – для детей рекомендуется присутствие родителей). Впрочем, это не мешает быть мультфильму поразительно красивым. «Обитатели холмов» бережно отрисованы вручную. Отдельные кадры отсюда хорошо бы смотрелись на стене в качестве картин. Вот пример.
Кадр из «Обитателей холмов»: образцовый пейзаж, нарисованный вручную; отдельная ирония в том, что конструкция труб на крыше напоминает кроличьи уши. |
Мальчик-призрак» (2015, Франция, Бельгия, реж. Жан-Луп Фелисиоли и Ален Ганьоль)
Нью-йоркский мальчик Лео тяжело заболевает. Одновременно с болезнью к нему приходит удивительная способность временно покидать тело в качестве призрака. В больнице Лео знакомится с полицейским Алексом, которого травмировал самый опасный злодей в Нью-Йорке. Используя свои новые способности, Лео помогает Алексу и его подруге-журналистке Мари победить негодяя и спасти весь город от его козней.
«Мальчик-призрак» – приключенческий детектив для всех возрастов с отличным стильным рисунком. Детям здесь будет интересна классическая история о злодее, мечтающем захватить целый город, взрослым – неплохо проработанная тема семейных отношений. «Мальчик-призрак» – это и мрачноватый нуар, и семейная мелодрама, и комедия с нелепыми антагонистами. Кроме того, он вызывает в памяти фильмы «Фантомас» (1964) и «Небо над Берлином» (1987). Лео в призрачном виде действительно напоминает об ангелах Вима Вендерса – те тоже тайно следили за людьми и хотели им помочь. Особенно красноречив эпизод, где Лео сидит на статуе Свободы. В свою очередь в «Небе над Берлином» ангел Дамиэль сидел на статуе богини Виктории.
Кадр из «Мальчика-призрака»: Лео сидит на статуе Свободы. |
Призрак, проводящий расследование в мире живых, – довольно редкий тип персонажа. Такой был разве что в компьютерной игре Murdered: Soul Suspect. Однако персонаж игры в отличие от Лео стал призраком после смерти. Лео же не стремится умирать, даже несмотря на свою ужасную болезнь (судя по всему, рак). Хороший персонаж получился у Жан-Лупа Фелисиоли и Алена Ганьоля. Лео – символ борьбы за жизнь и победы над смертью. При этом он вовсе не всемогущий герой. В какой-то момент он и сам не может обойтись без посторонней помощи, и она к нему приходит со стороны семьи. «Члены семьи – это ангелы-хранители друг друга, – как бы говорят зрителю режиссёры. – Нужно поддерживать друг друга до самого конца». Простые, но важные мысли.