Коллекция братьев Морозовых в ГМИИ им. Пушкина
В первом же зале, в который ведёт главная лестница, гостей выставки встречает белый «короб», представляющий реконструкцию музыкального салона особняка Ивана Морозова в натуральную величину. Салон был оформлен панно Мориса Дени на тему мифа об Амуре и Психее (это был свадебный подарок жене) и скульптурами Аристида Майоля, изображающими античных божеств-аллегорий времён года. После долгого господства станковой живописи музыкальный салон особняка Морозова стал одним из первых появившихся в России примеров монументально-декоративного ансамбля.
Напротив Белого зала, на другом конце колоннады воссоздан другой ансамбль особняка – оформление лестницы. Здесь представлены панно Пьера Боннара на темы времён года и скульптуры уже русского мастера – Сергея Конёнкова. Эти два пространства, отличающиеся от остальных залов своей «документальной» развеской, отдают дань личной памяти Морозовых.
Подход Ивана и Михаила Морозовых к собиранию был различен. Михаил выбирал работы, исходя из личных предпочтений. Единственный зал, представляющий его коллекцию, производит довольно странное, эклектичное впечатление. В одном зале с салонными портретами жены коллекционера располагаются работы Виктора Васнецова, Исаака Левитана, Винсента Ван Гога, Константина Коровина, Валентина Серова, Поля Гогена и других представителей очень различающихся между собой художественных направлений. Важно, однако, что именно в коллекции Михаила Морозова в России впервые появились произведения Винсента Ван Гога – «Море в Сент-Мари», и Эдварда Мунка – «Девушки на мосту».
Иван же при собирании руководствовался иными соображениями. Он тщательно следил за художественной жизнью и приобретал те работы, которые отражали направления развития искусства. Также Иван очень щепетильно относился к качеству покупаемых работ, поэтому во многом его коллекция – это собрание шедевров. Среди них и камерный портрет Жанны Самари Огюста Ренуара (который на выставке удобно сравнить с находящимся в соседнем зале парадным портретом из коллекции Михаила, на наш взгляд, менее интересным), и «Красные виноградники в Арле» Винсента Ван Гога, и «Сосна» Поля Сезанна, и «Марокканский триптих» Анри Матисса.
Ивана интересовало и современное ему русское искусство, причём оно составляло большую часть коллекции. Хотя в особняке Морозова зарубежная и русская часть коллекции были размещены на разных этажах, в экспозиции они находятся рядом. Это позволяет показать, как Россия была вовлечена в общеевропейский художественный процесс, а также сравнить темпераменты русских и французских художников (в качестве примера можно привести женские портреты работы Огюста Ренуара и Константина Коровина). Кроме того, сами произведения из коллекции Ивана, в том числе принадлежащие кисти Поля Сезанна и фовистов, повлияли на творчество молодых русских художников, в первую очередь представителей общества «Бубновый валет».
После революции часть коллекции Ивана Морозова была продана за рубеж, – поэтому не все произведения смогли оказаться на выставке. Однако для создания полноценного впечатления эти картины представлены в виде фотографий первой половины XX в. Так произошло, например, с «Ночным кафе» Винсента Ван Гога.
Интересная особенность выставки – большое количество документов. Например, рядом со многими полотнами расположены квитанции на их покупку. Помимо этого, в витринах выставлены найденные музеем относительно недавно каталоги салонов и аукционов с пометами Ивана Морозова, его книги по истории искусств, показывающие его кругозор и желание вникнуть в художественный процесс.
Выставка даёт представление о художественной жизни Европы рубежа XIX-XX веков, о большой вовлечённости в неё России. И конечно, она позволяет зрителю убедиться в колоссальной роли Ивана Морозова в судьбе русского искусства и культуры.
Фотографии Виктории Иевлевой