Яхт-клуб МГУ: как устроен и как туда попасть?

Как начать заниматься парусным спортом в зрелом возрасте с нуля? Дорого ли обходится студентам увлечение яхтингом и какие эмоции дарит полный парус и свежий ветер – об этом в материале участника яхт-клуба МГУ и корреспондента «ТД» Семена Лопухова.

Я занимаюсь парусным спортом второй год, начав с нуля, и уже получил навыки самостоятельного хождения на швертботе. На мой взгляд, яхтинг –один из лучших вариантов внеучебной активности, который способен подарить студенту огромный букет новых впечатлений.

Как попасть в яхт-клуб?

Большинство спортивных секций МГУ принимают на обучение ребят с опытом, но наш яхт-клуб является приятным и неожиданным исключением из этого правила. Вступить в клуб может любой студент или выпускник МГУ, даже не имеющий никаких парусных навыков. Это отличает яхт-клуб не только от других секций МГУ, но и от парусных секций западных университетов, в которые обычно берут студентов со спортивными регалиями, чтобы они приносили в копилку ВУЗа новые награды.

Набор проходит каждую весну, но в этом году клуб впервые проводит еще и осенний набор. Человек, не связанный с университетом, может присоединиться к клубу при наличии парусного опыта.

Спортивная база клуба

Яхт-клуб МГУ существует с 1949 года. Основная активность секции – тренировки на одноместных швертботах класса «Луч». Кроме того, в клубе есть несколько больших яхт, но хождение на них занимает студентов реже, например, раз в год большие яхты уходят в долгую регату на Онежское озеро, в то время как на «лучах» тренировки проводятся с конца весны до осенних похолоданий. Всего флот насчитывает семь швертботов и восемь больших крейсерских яхт. База клуба находится в живописном месте на берегу Клязьмы (станция МЦД «Хлебниково») и содержит хостел, раздевалки, мастерскую, эллинг для зимнего хранения лодок и прочие необходимые для тренировочного процесса постройки.

Цена вопроса

Яхтинг традиционно воспринимается как «спорт королей» и забава богатых людей, и не без основания: часовая тренировка в любом коммерческом клубе Москвы стоит около трех тысяч рублей. Однако яхт-клуб МГУ дает возможность ходить под парусом бесплатно. Секция существует на пожертвования: оплата труда профессионального тренера, покупка новых лодок и снаряжения — все это оплачивается за счет добровольных пожертвований участников клуба. В то же время, в клубе существуют требования по ремонту лодок и уборке базы, которые должны выполняться всеми клубманами.

Ольга Никонова, студентка мехмата МГУ:

«Я пришла в яхт-клуб в 2021 году. Накануне я сильно выгорела по учебе и ушла в академический отпуск. Парусный спорт и люди, которых принес мне ЯК МГУ, – это настолько существенный пласт моей жизни, что сейчас я нисколько не жалею, что все случилось именно так.

Совершенно случайно мне попалась страница яхт-клуба в соцсетях, я связалась с организаторами и попала в новичковый набор.

Актив нашего яхт-клуба организует тренировки на разных классах яхт, но в центре внимания остаются тренировки на «Лучах» – сравнительно простых в освоении одноместных лодках. Как и все новички я сдала необходимый практический минимум для выходов на воду и ждала анонса тренировки на «Луче», однако мой первый выход на яхте состоялся даже не в московской акватории; опытные ребята искали шкотового в состав своего экипажа для гонок в Санкт-Петербурге на яхте класса МХ700, и я легко откликнулась, а уже через несколько дней откренивала лодку на свежем ветру Финского залива и металась с борта на борт, перетягивая «погон». «Ничего непонятно, но очень интересно», – думала я.

Первый сезон выдался насыщенным на соревнования и выезды: помимо Питера гонялись в Курчатове на пруду-охладителе местной АЭС, на Мосморе около Дубны, в Ярославле, Геленджике, Севастополе – морские условия показались мне особенно потрясающими, хотя абсолютно каждая акватория оставила приятные воспоминания.

Апофеозом моего увлечения можно считать участие в Чемпионате России 2023 года в национальных классах. В призеры я, конечно, не попала: участники сильные и тренируются в спортшколе с детства, зато понятно, какие остаются точки роста, над чем предстоит поработать. В конце концов,  это грандиозный опыт, участники съезжаются со всей России, и в течение недели на акватории можно наблюдать флот гонщиков численностью свыше 150 яхт – словами не передать, как это красиво!

Каждый сезон я открываю для себя новые классы яхт, новые форматы соревнований, новые ощущения и тактические ходы в гонках – и не вижу горизонтов в этом спорте. Яхт-клуб МГУ – лучшее, что могло со мной случиться».

Евгений Панин, студент химфака МГУ

«Яхт-клуб я нашел не слишком обычным способом. Вообще я в целом горел любовью ко всему морскому, пока этот огонь не перебила любовь к наукам. В январе на первом курсе мне внезапно стукнуло в голову: «Хочу в парусный спорт!». По логике, если МГУ – лучший вуз страны, то и яхт-клуб тут, наверняка, должен быть. Попасть было несложно, но тут внезапно случилась пандемия коронавируса. Спасибо организаторам: занятия переместили в Ютуб, где нам прочли не только вступительную лекцию, но и провели несколько лекций по теории и даже одну по морским узлам. Через несколько недель после объявили о первом рабочем сборе. Но вместо поездки в соло на базу мы поехали в теплой компании еще дальше, на дачу к организатору, где меня снежно-белым сиянием встретили совершенно новые корпуса «Лучей». Моей первой задачей оказалось прикручивание к корпусу необходимой фурнитуры – «дельных вещей». Долгий трудовой день, – и первый «Луч» на крыше машины уезжает в неизвестном мне тогда направлении, а наш рабочий сбор перетекает в душевное застолье. Тогда я во всей красе познал прелесть рабочих сборов яхт-клуба.


«Боевое крещение» мое состоялось уже после сессии, месяцем позже. Первый выход делали уже другие организаторы. Мне в качестве первого в жизни парусного инструктора досталась хрупкая девушка, которая оказалась чемпионкой в своем классе «Луч-радиал». Она сначала посадила меня на нос яхты, откуда я, затаив дыхание от волнения, наблюдал за ее ловким управлением. Потом мы поменялись местами. Сейчас управление лодкой уже не кажется чем-то особенным, а тогда на пристань я выполз в диком восторге от самого факта: я могу управиться с парусной лодкой!

После первого выхода я хватал все возможности ходить на тренировку. И чем дальше я погружался в парусный спорт, тем сильнее становилась жажда большего.

Сегодня я уже один из организаторов в яхт-клубе. Я получаю искреннее удовольствие, когда даю новоприбывшим те знания, которые сам не так давно яростно проглатывал. Особенную радость я испытываю, когда каждый из них достигает каких-то побед, не всегда больших, но однозначно важных для приобретения большего».

Фотографии автора

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале