Священник Сергий Звонарев: «Решение Европейского суда способно изменить роль религии в жизни европейского общества»
|
"Веротерпимость наступает, когда принимаются решения, объединяющие общество" |
- Решение о запрете на распятия в школе - попытка добиться веротерпимости. Запрет на религиозные символы действительно может способствовать толерантности? Развитию диалога между представителями разных религий?
- Опыт свидетельствует, что подобными мерами нельзя добиться веротерпимости со стороны людей, для которых религиозные символы являются выражением их веры, частью их самосознания.
Веротерпимость наступает, когда принимаются решения, объединяющие общество. Но когда они оскорбляют представителей разных традиций, это разъединяет людей и вынуждает их противиться принятому решению. Тем более важно это понимать, когда речь идет о христианстве - религии, которая сформировала европейское общество.
Решения Европейского суда по правам человека имеют прецедентный характер и значительно влияют на то, в каком направлении будет развиваться европейское самосознание. В частности, будет ли оно двигаться в сторону оголтелого секуляризма, когда всякое свидетельство о религии будет жесточайшим образом изгоняться из публичной жизни.
В Италии христианские символы - например, распятия - на протяжении веков присутствовали повсеместно: на улицах и в помещениях; итальянская культура была воспитана христианством. Многие люди сегодня не готовы поступиться своими религиозными убеждениями, отказаться от символики, которая свидетельствует об их религиозной идентичности.
- Вопрос о помещении распятия в школе скорее относится к области религии, а не просто культуры. Вы считаете, светский суд может вмешиваться в дела, касающиеся религии?
- ЕСПЧ выносит решение о соответствии порядка вещей образу жизни Европы, который строится на базисе свободы слова, религии, убеждений и равной удаленности государства от всех религий. Убрать распятие из школы - не значит диктовать Церкви условия использования креста, поэтому данное решение - это не попытка вмешаться во внутреннюю жизни Римско-Католической Церкви. Однако можно сказать, что оно способно изменить роль и положение религии в жизни европейского общества.
Решение Европейского суда свидетельствует о стремлении европейского сознания вытеснить религию из сферы публичной жизни. Судьи говорят, что религия - это личное дело человека, а присутствие религиозной символики - это якобы подспудное навязывание религиозной традиции.
- Шесть лет назад в суд с требованием убрать распятия из школ обратился отец школьников - мусульманин. В Великобритании хотели запретить праздновать Рождество, а во Франции - носить традиционный мусульманский хиджаб. Вы могли бы прокомментировать эту тенденцию убрать религию из жизни современного общества?
- Подобное стремление, направленное на достижение мира, добрососедства, согласия, не достигает этих благих целей. Религия - очень чувствительная сфера. Людям необходимо не просто предоставлять свободу на определенные убеждения, но и иметь возможноcть их распространять. Свобода совести имеет необходимым элементом возможность рассказать другим, например, о красоте и силе веры.
Когда происходит вытеснение религиозной составляющей жизни, общество теряет свое лицо, свою уникальность. Ему пытаются навязать искусственную платформу для существования, основанную на достаточно своеобразно понимаемом концепте прав и свобод человека. И эта искусственная опора, в отличие от опоры христианской, способна привести кризису.
Вытеснение религиозных символов - начало изгнания христианской традиции, которая лежит в основе европейской цивилизации. Если оно продолжится, начнется кризис идентичности, европейцы перестанут понимать, кто они такие и какие ценности разделяют.
Этот процесс начался не вчера, и сегодня мы сталкиваемся с плодами. Прогноз, я боюсь, очень неутешительный. Сама логика секулярного мира - трактовка прав и свобод человека в отрыве от религии - неизбежно влечет к вытеснению идеи Бога из жизни вообще. А такое общество не имеет будущего.
Читайте также:
Итальянцы защищают Распятие
Священник Андрей Бойцов:
«Воспринимаю решение Европейского суда в русле атак на христианство»