Избрание на престол Патриарха-мученика

Церковь празднует память святителя Тихона, Патриарха Всероссийского, несколько раз в году: в день его кончины, в день прославления в 1989 году, в соборе новомучеников, в соборе святителей Московских, а также сегодня - в день избрания на Патриарший престол. Избрание это не было обычным для Русской Церкви; оно было одновременно восстановлением Патриаршества после почти двухсотлетнего перерыва.

Митрополит Московский

До 1917-го года будущий Святейший Патриарх Тихон (в миру - Василий Иванович Белавин; родился в 1865-м году) прожил уже большую жизнь. Он окончил Псковскую семинарию и Санкт-Петербургскую Духовную академию, преподавал догматическое богословие в Псковской семинарии, затем принял постриг с именем Тихон в 1891-м году. Он был ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии; затем был возведен в сан епископа Люблинского. Особенно интересна деятельность Святителя Тихона в Северной Америке - с 1898-го по 1907-й год он был епископом Алеутским и Аляскинским (с 1900-го года - Алеутским и Североамериканским).

С 1898-го по 1907-й год святитель Тихон был епископом Алеутским и Аляскинским
(с 1900 года - Алеутским и Североамериканским).

 

После возвращения из Америки владыка Тихон возглавлял сначала Ярославскую, а затем Виленскую епархии. Будучи архиепископом Виленским, святитель Тихон участвовал в заседаниях Синода 1916-1917 годов.

В 1917-м году, после Февральской революции, в Церкви, как и во всем государстве, происходили значительные перемены. Обер-прокурор Синода во Временном Правительстве Львов в апреле подобрал новый состав Святейшего Синода из прогрессивно настроенных иерархов, в который из прежних членов вошел только Сергий (Страгородский). Архиепископ Тихон в новый состав Синода вызван не был.

В России была введена выборность епархиальных структур церковного управления. 19 июня 1917-го года в Москве состоялся Съезд духовенства и мирян Московской епархии для выборов возглавителя епархии: 21 июня посредством тайного голосования правящим архиереем Москвы был избран Архиепископ Тихон; 13 августа 1917-го года он был возведен на кафедру митрополитов Московских и Коломенских.

Восстановление Патриаршества

 

 

Президиум Поместного Собора

15 августа 1917-го года, в день Успения, литургией, совершенной митрополитом Владимиром (Богоявленским) в кремлевском Успенском соборе, открылся Всероссийский Поместный Собор 1917-1918 годов. Более половины участников Собора были миряне, хотя и без права голоса при принятии решений. На соборе разгорелась оживленная дискуссия о необходимом высшем церковном управлении. Далеко не все участники высказывались за реставрацию патриаршества; против выступала значительная группа профессоров-богословов из мирян. После захвата власти большевиками в Петрограде, 28 октября (10 ноября), прения по вопросу были прекращены и было принято решение о восстановлении патриаршества. Мнение народа на Соборе выразили крестьяне: «У нас больше нет Царя, нет отца, которого мы любили; Синод любить невозможно, а потому мы, крестьяне, хотим Патриарха».

 

Одна из первых фотографий
святителя Тихона
в сане Патриарха

Жребий Божий

 Избрание было решено проводить в два этапа: тайным голосованием и посредством жребия. Наибольшее число голосов получили (по убывающей): архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) и Тихон, митрополит Московский. 5 (18) ноября 1917 года, после литургии и молебна в храме Христа Спасителя, старец Зосимовой пустыни Алексий вынул жребий пред Владимирской иконой Божией Матери, перенесенной из расстрелянного незадолго до того Успенского собора; митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) огласил имя избранного: «митрополит Тихон».

Таким образом, избранником оказался кандидат, набравший наименьшее количество голосов.

 

Исполнение предзнаменований

 В тот же день все архиереи-члены Собора собрались в резиденции Московских митрополитов. Архиепископ Антоний (Храповицкий), кандидат, набравший наибольшее число голосов, обратился к избранному на Патриарший престол митрополиту Тихону, сказав, в частности, следующее: «Сие избрание нужно назвать по преимуществу делом Божественного Промысла по той причине, что оно было бессознательно предсказано друзьями юности, товарищами Вашими по Академии. Подобно тому, как полтораста лет тому назад мальчики в Новгородской бурсе, дружески, шутя над благочестием своего товарища Тимофея Соколова, кадили перед ним своими лаптями, воспевая ему величание как Божиему угоднику, а затем их внуки совершали уже настоящее каждение пред нетленными мощами его, то есть Вашего небесного покровителя Тихона Задонского; так и Ваши собственные товарищи прозвали Вас «патриархом», когда Вы были еще мирянином и когда ни они, ни Вы сами не могли и помышлять о действительном осуществлении такого наименования <...>».

 

Святитель Тихон в 1918 году

Интронизация (возведение на Патриарший престол) состоялась 21 ноября 1917 года (4 декабря по новому стилю) в кремлевском Успенском соборе, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы.

 

Престол как Голгофа

 Став во главе русских иерархов, Патриарх Тихон не изменился, он остался таким же доступным, простым, ласковым человеком. Все, соприкасавшиеся со Святейшим Тихоном, поражались его удивительной доступности, простоте и скромности. Широкую доступность Святейшего нисколько не ограничивал его высокий сан. Двери его дома всегда были для всех открыты, как открыто было каждому его сердце - ласковое, отзывчивое, любвеобильное. Будучи необыкновенно простым и скромным, как в личной жизни, так и в своем первосвятительском служении, Святейший Патриарх не терпел и не делал ничего внешнего, показного. Но мягкость в обращении Святейшего Тихона не мешала ему быть непреклонно твердым в делах церковных, где было нужно, особенно в защите Церкви от ее врагов.

 

 

 Дело Патриарха Тихона

Неизмеримо тяжел был его крест. Руководить Церковью ему пришлось среди всеобщей церковной разрухи, без вспомогательных органов управления, в обстановке внутренних расколов и потрясений, вызванных всевозможными «живоцерковниками», «обновленцами», «автокефалистами». Ситуация осложнялась и внешними обстоятельствами: сменой политического строя и приходом к власти богоборческих сил, голодом, Гражданской войной. Это было время, когда отбиралось церковное имущество, когда духовенство подвергалось преследованиям и гонениям, массовые репрессии захлестнули Церковь Христову. Со всех концов России приходили к Патриарху известия об этом.

О своей жизни, о своем будущем он уже совсем не думал. Он сам был готов к гибели ежедневно. «Пусть имя мое погибнет в истории, только бы Церкви была польза», - говорил он, идя вослед за своим Божественным Учителем до конца.

Для спасения тысяч жизней и улучшения общего положения Церкви Патриарх принял меры к ограждению священнослужителей от чисто политических выступлений. 25 сентября 1919-го года, уже в самый разгар Гражданской войны, он издал Послание с требованием к духовенству не вступать в политическую борьбу.

 

Заточение и смерть

 Безбоязненно служил он в храмах Москвы, Петрограда, Ярославля и других городов, укрепляя духовную паству. Когда под предлогом помощи голодающим была предпринята попытка разгрома Церкви, Патриарх Тихон, благословив жертвовать церковные ценности, выступил против посягательств на святыни и народное достояние. В результате он был арестован и с 16 мая 1922-го года по июнь 1923-го года находился в заточении. Власти не сломили святителя и были вынуждены выпустить его, однако стали следить за каждым его шагом. 12 июня 1919-го года и 9 декабря 1923-го года были предприняты попытки убийства, при втором покушении мученически погиб келейник Святейшего Яков Полозов.

    

 С 16 мая 1922 года по июнь 1923 года Патриарх Тихон находился в заточении

Несмотря на гонения, святитель Тихон продолжал принимать народ в Донском монастыре, где он уединенно жил, и люди шли нескончаемым потоком, приезжая часто издалека или пешком преодолевая тысячи верст. Последний мучительный год своей жизни он, преследуемый и больной, неизменно служил по воскресным и праздничным дням. 23 марта 1925-го года он совершил последнюю Божественную Литургию в церкви Большого Вознесения, а в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы почил о Господе с молитвой на устах.

 

Канонизация и почитание

9 октября 1989-го года Святитель Тихон был канонизирован Архиерейским Собором Русской Православной Церкви; он стоит во главе Собора Новомучеников и Исповедников Российских.

19 февраля 1992-го года совершилось обретение святых мощей Патриарха Тихона. Мощи обычно открыто покоятся в Большом Донском соборе Донского монастыря.

Память святителя Тихона Церковь празднует 25 марта (по старому стилю) в день его преставления; а также 26 сентября - день его прославления в лике святых.

 

Перенесение мощей святителя Тихона

3 декабря 2007-го года Святейший Патриарх Алексий II по представлению благословил внести в официальный месяцеслов ещё один день памяти святителя Тихона - 5 ноября по старому стилю - это дата избрания на Всероссийский Патриарший Престол. Этот день памяти Святителя особенно важен, поскольку на богослужении в этот день молитвы, обращенные к нему, звучат наиболее полно. Ведь 25 марта (7 апреля по новому стилю) - праздник Благовещения Пресвятой Богородицы, и служба целиком посвящена этому празднику. 26 сентября (9 октября по новому стилю) память Святителя Тихона совпадает с памятью апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Богослужение же 5 (18) ноября может быть в основном обращено к святителю-исповеднику - Патриарху Тихону.

 

По материалам сайтов:

Википедия.орг

Православие.ру

Читайте также:

Особенности национального патриаршества

Патриархи ХХ века: святитель Тихон - Единоборец

Патриарх Тихон - «Пророк Смуты»  

Поражу пастыря и рассеются овцы: дело Патриарха Тихона

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале