Ответственность миссионеров: куда мы приводим людей?
Приветственное слово в адрес конференции направили митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий и председатель Синодального информационного отдела Владимир Легойда.
Протоиерей Николай Соколов, настоятель храма святителя Николая в Толмачах, декан миссионерского факультета ПСТГУ, напомнил собравшимся, что основа воспитания миссионера - Евангелие, авторитет Нового Завета. Проповедь невозможна без личной твердой веры и убежденности. «Миссионер никогда не должен говорить о том, чего он не понимает, не пережил, не испытал на себе», - уверен протоиерей Николай. Например, если священник хочет дать епитимью в тысячу поклонов, он должен иметь эту тысячу поклонов в своем личном опыте, знать, что это такое.
Прежде чем проповедовать, миссионер должен научиться уважать и любить каждого человека. Протоиерей Николай напомнил слова святителя Иннокентия (Вениаминова): «Сначала полюби тех, кому хочешь рассказать о Христе, потом сделай так, чтобы они полюбили тебя, а потом говори о Христе». Именно так, признался отец Николай, он когда-то обратил в православие свою неверующую невесту. «И конечно же, миссионер не может жить без молитвы, без постоянного Евхаристического общения с Церковью», - закончил протоиерей.
Игумен Петр (Мещеринов), насельник Свято-Данилова монастыря, заострил внимание собравшихся на некоторых болевых точках современной церковной жизни, на его взгляд, непосредственно связанных с миссией.
Во-первых, это «миссионерское впечатление», «имидж» Церкви в глазах нецерковных людей. Многих небезосновательно смущает образ жизни отдельных представителей духовенства - дорогие машины и дома, не говоря уже о грубости, черствости, невнимательности клириков. По-прежнему проблемой остаются так называемые «храмовые старушки». Эти вопросы не новы, но, не ответив на них, мы вряд ли можем рассчитывать на миссионерский успех. «Миссия может опираться только на наше прозрачное житие», - подчеркнул игумен.
Вторая проблема видится игумену Петру еще более серьезной: несоответствие внутреннего содержания нашей Церкви тем призывам и обещаниям, которые звучат в ее проповеди. Проповедуя, мы обещаем людям полноту Истины, жизнь в Боге, Свет. Но входя в Церковь, человек часто встречает жесткую систему ограничений, предписаний, авторитарное духовничество, а вовсе не радость во Христе Иисусе. Эта проблема, считает отец Петр, действительно серьезная, так как свидетельствует об искаженной иерархии ценностей в самой Церкви: многие священники полагают соблюдение поста и «вычитывание» молитвенных правил краеугольными камнями духовной жизни, в то время как это вещи десятистепенные. «Получается, что в проповеди мы говорим о Христе, а в Церкви - о посте», подытожил игумен. Отец Петр считает, что в Церкви давно назрела необходимость серьёзного разговора о степени постной дисциплины, практике говения и некоторых других сторонах традиционного церковного благочестия.
Третьей проблемой отец Петр назвал то, что Церковь не всегда реагирует на острые проблемы современности в их конкретных проявлениях, таких, как, например, отпевание Япончика, - «получается, что люди живут в одном мире, а Церковь в другом».
О своеобразной практике миссионерской работы с детьми и молодежью рассказал руководитель Информационно-издательского управления Синодального отдела по делам молодежи иеромонах Димитрий (Першин). Отец Димитрий ратует за то, чтобы прихожане более активно участвовали в Литургии - не только молитвенно, но и практически. Например, он замечал, что когда ребята, с которыми он работал в летних лагерях, помогали в приготовлениях к Литургии под открытым небом - складывали жертвенник из камней, сами пекли просфоры, сами читали, пели - служба вызывала у них гораздо больший отклик.
Развивая тему, поднятую игуменом Петром, отец Димитрий сказал, что сегодня мы наблюдаем совмещение и конфликт двух систем благочестия - «синодальной» и «раннехристианской». Первая предполагала очень редкое, раз в год, причащение и, соответственно, очень строгое и продолжительное говение (пост в течение недели, вычитывание большого молитвенного правила и т. д.). Современная практика церковной жизни обратилась к опыту Церкви II-IV веков, где к Таинству Евхаристии приступали значительно чаще. Однако соединять частое причащение с продолжительным говением очень трудно, и этот вопрос действительно требует разрешения.
Главный редактор издательства «ДАРЪ» и портала «Православная книга России» Георгий Гупало напомнил о том, что Россия перестала быть «самой читающей страной». Проблема сейчас заключается не только в людях, которые не хотят читать, но и в издателях и распространителях книг. Георгий Михайлович заметил, что спрос на православные книги достаточно высок, но книжные и церковные лавки на него не всегда откликаются. Он привел в пример храмы, в которых совсем или почти совсем нет книг. Гупало считает это большой ошибкой с точки зрения миссионерской работы, ведь именно книга может оказать человеку огромную помощь в воцерковлении.
Еще одной проблемой является качество ассортимента в православных книжных лавках. Издается много некачественных, а порой и откровенно еретических книг, которые снабжены поддельными благословениями епископов и очень активно распространяются. Портал «Православная книга России» поставил перед собой задачу активно отслеживать такие издания и бороться за их изъятие из продажи.
Сергей Чапнин, ответственный редактор газеты «Церковный вестник» и «Журнала Московской Патриархии» развил тему миссии в Интернете, начатую двумя днями ранее на конференции «Интерактивное Православие»: «На мой взгляд, сегодня в Живом Журнале идут самые интересные и живые дискуссии». Тем не менее, в интернет-общении есть опасности - так, мы не всегда готовы к той мере публичности, которую Интернет предполагает. Каждое слово в течение нескольких часов может быть растиражировано по Сети, и это призывает нас быть максимально ответственными.
Чапнин уверен, что жизнь Церкви невозможно представить без дискуссий, ведь даже у апостола Павла сказано: «И надлежит быть разномыслиям между вами, дабы открылись искуснейшие» (1 Кор. 11:19). Но это не освобождает от необходимости вести дискуссии грамотно.
Сергей Валерьевич обратил внимание на то, что в последний год Святейшим Патриархом Кириллом было высказано множество идей и инициатив, которые до сих пор не были по-настоящему услышаны, восприняты и обсуждены. Это большое упущение, так как выступления Патриарха содержат множество жизнеспособных инициатив.
В заключение протоиерей Павел Карташев, председатель Миссионерского отдела Московской епархии, сказал о том, что Церковь уже достаточно созрела для того, чтобы отойти от формализма в миссионерской работе. «Вместо бесконечных отчетов и цифр, которые мы пачками поставляли в Патриархию, нужно перейти к заботе о душах тех, кто пришел или готовится прийти в Церковь.