Священник Константин Пархоменко: дорогой собрат, оставайся священником!
Дорогой отец Иоанн.
Прочитал сообщение, что Вы решили сделать «честный выбор» и подали прошение
(или собираетесь подать) об увольнении Вас из штата. Передают Ваши слова: «Я
действительно категорически не соответствую общепринятому нормативу внешнего
образа священнослужителя: я снимаюсь в кино, предпочитаю светскую одежду,
причем своеобразную, занимаюсь боевыми искусствами, мое тело покрывают
татуировки, пальцы мои частенько унизаны перстнями, и у меня не растет борода,
в конце концов...» Принципиально не согласен и удерживаю Вас от этого шага!
Плохо, если бы священники стали совмещать свое служение с актерством. Как
плохо, если они вообще работают на светской работе. Кстати, для православных
батюшек Запада - обычная ситуация. Приснопамятный митрополит Сурожский Антоний
даже культивировал это. В храме - священник, а потом - преподаватель, булочник,
работник бензоколонки и т. д. При всем моем уважении к владыке, я всегда
выступал против такого подхода. Священник - это тот, кто всю жизнь, до
последней минуты, посвящает делу пастырского служения и предстояния Богу.
Но исключения всегда были и будут. Плохо, если бы все стали совмещать свое
служение с актерством. Но в исключительном случае это возможно. Плохо, если бы
все батюшки пересели на мотоциклы. Но батюшка-байкер как исключение - возможный
и нужный вариант. Плохо, если бы все священнослужители параллельно работали в
светских НИИ и госаппарате. Но у нас в Петербурге есть профессор университета -
диакон и сотрудник аппарата мэрии - батюшка. И они на своем месте и на своем
уровне несут Христа своей аудитории. То же - в отношении Вашего Преподобия.
Это уникальное и единственное в своем роде явление. Священник-артист,
священник-шоумен. Это не может быть обыкновением и системой, но это может иметь
место как уникальное явление. Простите, но ведь есть священники-прорабы,
которые возводят корпуса воскресных школ, приютов и проч. и почти совсем забыли
о молитве и пастырской деятельности... И оправдывают себя: «Столько дел, что лба
не перекрестить...». Чем священник-прораб лучше священника-актера?
О Вашей деятельности критически отзывались московские батюшки. Это их личное
мнение! И я сам критиковал Вас в устных разговорах, но не Ваше актерское
служение, а те моменты, когда Вы высказывались от лица Церкви как богослов, как
пастырь. Порой мне видится в Ваших словах мнение искренне верующего человека,
но никак не мнение пастыря. Это не Ваша харизма. Вы, судя по публикациям, - не
пастырь душ овец православных. Вы - актер и пастырь-миссионер, который служит
делу Христову самим фактом своего существования и совмещения этих разных
служений: священства и актерства.
Вы - не массовое явление, Вы - явление особое и уникальное.
Пусть сегодня так, пусть преимущественно съемочная площадка, а не солея, но как
оно будет через 5, 10 лет?.. Ведь жизненные приоритеты меняются, и Вам в прямом
смысле сам Бог велел не изолировать себя в круге света софитов. Может быть,
через какое-то время именно пастырская и священническая деятельность станет для
Вас основной. Но Ваша оригинальность и нетрадиционность - не повод уходить из
священства, как бы кому-то этого ни хотелось; не повод сжигать мосты между
Церковью и современной культурой. Это не повод и не мотив закрывать возможность
для вашего брата-актера впервые сложить руки лодочкой: «Ваня, это, благослови...»
И панихиду, скажем, о Янковском вправе открыть именно Вы, а не бородатый посторонний
батя из соседнего прихода. И молодая журналистка - фанатка Ксении Собчак
впервые именно от Вас услышит, что Господь - везде, надо только открыть сердце,
чтобы впустить Его. От Вас услышит и пискнет: «Ах вот оно как...». А от меня не
услышит, потому что до меня она и не дойдет. В советское время было много
священников, которые служили на светской работе. Священник-бухгалтер,
священник-зек... На любом месте можно быть служителем Божиим. На любом месте
можно напоминать людям, соприкасающимся с тобой, что есть высшая правда и
красота - Господь.
Бог с ней, с бородой. Христос - не в бревнах (и бородах), а в ребрах! Пусть
татуировки и «гаджеты». Лишь бы к часам и мобильникам (Вы сами, отец Иоанн,
впустили эту тему в СМИ) жизнь не сводилась... Есть те, кто от Вашего служения
соблазнился: священник - и так себя ведет... Но есть и те, кто сказал лично мне:
«Отец Иван показал мне, что возможно быть современным светским человеком - и
христианином. Что это вещи и сферы совместимые!». Дорогой собрат, отец Иоанн.
Оставайся священником! Ты - наш, и от нас мы посылаем тебя на проповедь в самую
гущу мира!
Священник Константин Пархоменко, клирик Свято-Троицкого Измайловского собора (Санкт-Петербург),
руководитель сектора по вопросам семьи и брака Санкт-Петербургской епархии,
преподаватель Православного университета
Читать также: