Архимандрит Савва (Фатеев): Его свеча продолжает озарять звенигородскую землю
Ведь именно по его благословению и при его деятельном участии после долгих лет запустения Саввино-Сторожевский монастырь вновь наполнился иноками и продолжил свое прерванное служение. Первосвятитель вернул жизнь нашей обители, также как и сотням других на Земле Русской. И благодаря его молитвам и пастырским заботам монастырь с каждым годом обретает былую славу и великолепие. Восстановление обители - трудная задача. Но мы всегда уповали на помощь Божию и на молитвы нашего настоятеля Святейшего Патриарха Алексия. С удивительной мудростью и чуткостью он принимал участие во всех наших делах и разделял наши заботы. Особенно сильно мы ощущали его поддержку в 2007-м и 2008-м годах, когда праздновалось 600-летие Преставления преподобного Саввы Сторожевского и десятилетие Второго обретения мощей Преподобного. Только благодаря благословению и помощи Святейшего эти юбилейные торжества приобрели поистине всероссийское значение.
Много раз Его Святейшество посещал нашу обитель и удостаивал нас благодатного молитвенного общения. Но один его визит для меня особо памятен. Это было сразу после того, как я принял обязанности наместника обители. Я очень волновался и переживал, наверное, как никогда в жизни. Впервые я чувствовал на себе всю ответственность за огромный монастырь, за братию, за проведение службы. Мы с братией особенно тщательно готовились к визиту Патриарха, все продумали, но волнение не оставляло, хотя я старался, насколько возможно, этого не показывать. Наконец радостный колокольный звон возвестил о прибытии Патриарха, и я с волнением вышел приветствовать нашего настоятеля. С этого момента и до самого конца службы я все время чувствовал с его стороны самое теплое доброжелательное отношение, участие, поддержку.
Служба прошла как на одном дыхании. И вот, когда я подошел к Святейшему в алтаре под благословение, он так тепло, по-отечески, мне сказал: «Видите, все хорошо. А вы переживали». И я понял, что он прекрасно видел все мои волнения и молился за меня перед Престолом Божиим. Это было необыкновенно трогательно.
Конечно, за этим стояли богатейший жизненный опыт, мудрость, глубокое знание человеческого сердца. А еще доброта, сострадание, понимание, крепость духа и в то же время мягкость души - эти удивительные качества нашего Патриарха.
В тот же день после службы Святейший обходил обитель. Он всегда с неподдельным интересом и вниманием относился ко всему в монастыре. Сравнивал, какие перемены произошли в обители с последнего посещения. Мне хотелось показать ему отремонтированный Преображенский храм, но он находится на звоннице, нужно было подниматься вверх по крутым каменным ступенькам. И я все сомневался, стоит ли предлагать Святейшему после службы такое восхождение, не тяжело ли ему будет. Но я был просто потрясен, когда Патриарх, опережая всех, буквально взлетел вверх по ступеням. Литургия придала ему силы.
После этого Святейший еще несколько раз посещал нашу обитель, возглавлял праздничные Литургии. И каждый раз это были непередаваемая радость и волнение. Для меня, для братии, для всех паломников.
А еще это была счастливая возможность услышать его пастырские назидания.
Исполненные отеческой любви, богословской осмысленности и проникнутые житейским опытом, они всегда своевременны. Говорил ли он о духовной жизни или о социальных и общественно-политических проблемах, его проповедь всегда была обращена к сердцу человека. И всегда для меня и для братии это были слова духовной поддержки, укрепляющие в вере и помогающие преодолеть многие жизненные трудности.
Когда кажется, что тяжек крест, что давят заботы и проблемы, которые неизбежно возникают при управлении монастырем, я думаю о том, насколько тяжелее их тот груз, что лежал на плечах нашего Первосвятителя и с каким духовным мужеством, любовью, мудростью он исполнял свое служение.