Судить нельзя помиловать
На Первом форуме православных женщин по залу Церковных соборов храма Христа Спасителя бродили молодые люди в спортивных костюмах и пачками раздавали листовки против ювенальной юстиции. Вокруг этой темы крутились многие кулуарные дискуссии: делегатки делились слухами один другого страшнее о том, как детей отнимают у родителей и помещают в казенные дома, а то и вовсе сдают зарубежным усыновителям.
На той же неделе мне позвонил друг и рассказал, что в школе, где учится его дочь, листовки против ювенальной юстиции распространяют активисты из числа родителей. Мы посетовали, что люди, не разбираясь в юридических документах, реагируют не на действительные проблемы, связанные с ювенальной юстицией, а на сложившийся негативный медийный образ, на алармистские слухи и невежественные толкования.
А в выходные я оказалась на ярмарке интеллектуальной литературы Non/Fiction на презентации антологии «Гений детства» ИД «Первое сентября». И неожиданно вопрос о ювенальной юстиции возник и там: депутата Мосгордумы, учителя Евгения Бунимовича спросили из зала, что такое ювенальная юстиция, и почему консервативная общественность выступает против.
Признаться, такое опрокидывание православной дискуссии в совершенно иной контекст меня поразило. Как поразил своей ясностью и ответ Бунимовича: никакая юстиция, как ее ни назови, не поможет, пока у нас не научатся уважать детей. Человека уважать, в том числе и маленького, «ставить двойку и при этом не унижать».
Все эти зверства органов опеки, описания которых кочуют по Интернету, уже происходят, а никакой ювенальной юстиции в России еще нет. Почему же они становятся доказательствами ее опасности? Теоретически ведь возможно и обратное: новые законы будут жестче регламентировать действия органов опеки, исключая самоуправство. Почему протестующая общественность игнорирует ужасающую статистику насилия в семьях? Недавно очередная волна протеста против ювенальной юстиции совпала в информационном пространстве с историей о том, как то ли отчим, то ли родная мать выкинули ночью из окна двух девочек-близняшек. Нужно ли защищать детей от таких родственничков?
В своей журналистской работе я лишь однажды сталкивалась с реальным действием ювенальной юстиции. В Санкт-Петербурге несколько лет работает Центр социальной адаптации несовершеннолетних имени Василия Великого. За годы его существования десятки условно осужденных подростков прошли там реабилитацию по уникальной методике. Помимо тренингов и работы с психологами и педагогами, ребята ходят в храм Анастасии Узорешительницы, ездят в походы-паломничества. Многие из этих детей могли бы вместо летнего лагеря в Карелии оказаться в Колпинской колонии для несовершеннолетних. С туберкулезом, незаживающими язвами на ногах и почти стопроцентным рецидивом после освобождения. Если бы судья, входящий в Ассоциацию судей по ювенальной юстиции, не отправлял их прямо из здания суда в реабилитационный центр вместо колонии.
Вообще, все специалисты-практики, занимающиеся несовершеннолетними преступниками - условно осужденными или освобождающимися из колоний, - с которыми мне довелось поговорить, в один голос утверждают, что в их работе ювенальная юстиция необходима.
C другой стороны, на слуху и рассказы о том, как на Западе, где давно действуют ювенальные законы, соседи могут подать в суд на родителей, отходивших своего ребенка ремнем. Или соответствующие органы с пристрастием допрашивают девочек, как часто папа сажает их к себе на колени. Стремление государства подчинять себе и регламентировать жизнь семьи не ново, и мы это уже проходили. Опасно, что могут появиться некие лицензированные специалисты - психологи, социальные работники, - которые будут диктовать родителям, как правильно, «в соответствии с законом», воспитывать детей. Опасно, что детей станут допрашивать, как они живут дома, что делают папа и мама, как часто моют в квартире полы, заставляя шпионить за родителями и доносить на них. Сама мысль о том, что есть инстанции, которые «главнее» родителей, зароненная в детские головы - бомба с часовым механизмом. Пока это похоже на страшилки из фантастических антиутопий, но борьба за права детей, преследуя изначально благую цель - защиту от насилия в семье, действительно может привести к превышению полномочий контролирующих органов.
То, что общественность сумела мобилизоваться и объединить усилия в защиту семьи от предполагаемой угрозы, скорее вселяет надежду. Это значит, что мы в принципе способны дать отпор государству, если оно будет посягать на основополагающие ценности. Но решать весь комплекс вопросов, связанных с детьми и правосудием, надо не воюя против самой идеи их решения. Делать вид, что в России с детской преступностью, насилием в семье проблем нет, а ювенальная юстиция их создаст - это тактика страуса, прячущего голову в песок. Что предлагают взамен ювенальной юстиции те, кто с нею борется? Как избежать тысяч убийств детей своими родителями, ежегодно случающихся в России, как предотвращать рецидивную преступность среди несовершеннолетних осужденных? Пока со стороны противников ювенальной юстиции, которая пусть спорный, но вариант решения многих проблем, слышны только демагогические лозунги...
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале