Выработан механизм предоставления автокефалии и автономии Православным Церквам
Участники заседания Межправославной подготовительной комиссии в Шамбези (Швейцария) подготовили проекты документов, регламентирующие процедуру предоставления Православным Церквам автокефалии и автономии.
"Мы расцениваем итоги заседания как весьма успешное продвижение по пути общеправославного сотрудничества", - заявил корреспонденту "Интерфакс-Религия" в пятницу замглавы Отдела внешних церковных связей Московского патриархата протоиерей Николай Балашов, который входил в состав делегации Русской Церкви на упомянутом заседании, завершившемся на днях.
Основная цель созыва Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий - подготовка к Святому и Великому Собору Православной Церкви. Собор должен будет разрешить вопросы, накопившиеся за несколько столетий со времени последнего, седьмого, Вселенского собора и требующие общецерковного решения.
Как отметил отец Николай, несмотря на то, что изначальные позиции некоторых Церквей, ранее выраженные в их докладах по темам подготовки Собора, были по некоторым пунктам "существенно разными, а порой и диаметрально противоположными", в результате заседания эти позиции удалось "существенно сблизить".
"Это и привело к единогласному одобрению предложений по вопросам о предоставлении автокефалии (полной церковной независимости - "ИФ") и автономии (самоуправления какой-либо части автокефальной Церкви - "ИФ"), которые теперь будут направлены на рассмотрение Всеправославного предсоборного совещания, а затем должны быть рассмотрены и утверждены на Святом и Великом Соборе Православной Церкви", - заявил священник.
Разъясняя суть выработанных документов, он рассказал, что, в частности, принято предложение, согласно которому томос (церковный акт - "ИФ") об автокефалии подписывает Константинопольский (Вселенский) Патриарх, который занимает первенствующее положение в богослужебном порядке упоминания предстоятелей Православных Церквей. Однако вместе с ним в качестве соучастников торжественного провозглашения автокефалии и свидетелей общеправославного согласия томос подписывают и все прочие главы автокефальных Церквей или их полномочные представители.
Подписанию томоса Константинопольским патриархом предшествует соответствующее решение Матери-Церкви, от которой отделяется, получая автокефалию, ее часть, а также достижение общеправославного консенсуса в форме решений Соборов или Синодов поместных Церквей.
Таким образом, по словам отца Николая, в документе о процедуре автокефалии признана "ключевая важность" двух факторов: одобрения Матери-Церкви и общеправославный консенсус, необходимый для вселенского признания новой автокефалии.
Как подчеркнул священник, в настоящее время не существует общеправославно признанной процедуры предоставления автокефалии той или другой Церкви.
В связи с этим, напомнил он, автокефалия, в одностороннем порядке предоставленная Константинополем в 1924 году Польской Церкви, не была признана Русской Церковью, которая в 1948 году со своей стороны вновь предоставила ей автокефалию. Напротив, автокефалия, предоставленная Русской Церковью Чехословацкой Церкви (ныне Православной церкви в Чешских землях и Словакии), не была признана Константинополем, который несколько десятилетий спустя повторно предоставил автокефалию этой Церкви.
Кроме того, долгое время (до 1990 года) оставалась не признанной Константинополем автокефалия Грузинской Церкви, несмотря на то, что Русской Церковью возобновленная автокефалия Грузинской Церкви признавалась с 1943 года. До сих пор остается не признанной Константинополем и некоторыми другими Церквами автокефалия, предоставленная Московским патриархатом в 1970 году Православной Церкви в Америке.
Таким образом, как заявил собеседник агентства, на заседании в Шамбези сделан важный шаг на пути создания "общеправославно признанной процедуры предоставления автокефалии, которая впредь бы уже не оспаривалась ни одной из поместных Церквей".
Что касается процедуры провозглашения автономии, то, как сообщил отец Николай, по этому вопросу членами Межправославной подготовительной комиссии принята точка зрения, которой и ранее придерживалась Русская Церковь: "предоставление автономии какой-либо своей части - это внутреннее дело каждой поместной Церкви".
"Процедура предоставления автономии начинается и заканчивается внутри автокефальной поместной Церкви, которая об этом своем решении затем уведомляет мировое православное сообщество", - заявил он.
На данный момент состоялось в общей сложности четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976; 1982; 1986; 2009) и шесть межправославных подготовительных комиссий (Женева, 1971; Шамбези, 1986; 1990; 1993; 1999 и 2009).
Длительный перерыв в созыве совещаний и в работе подготовительных комиссий был вызван осложнением в межправославных отношениях из-за возникших разногласий между Московским и Константинопольским патриархатами по вопросу церковного устройства в Эстонии. Встреча предстоятелей и представителей Православных Церквей в октябре 2008 года в Стамбуле сделала возможным возобновление межправославного сотрудничества в подготовке Собора.
Основная цель созыва Всеправославных предсоборных совещаний и межправославных подготовительных комиссий - подготовка к Святому и Великому Собору Православной Церкви. Собор должен будет разрешить вопросы, накопившиеся за несколько столетий со времени последнего, седьмого, Вселенского собора и требующие общецерковного решения.
Как отметил отец Николай, несмотря на то, что изначальные позиции некоторых Церквей, ранее выраженные в их докладах по темам подготовки Собора, были по некоторым пунктам "существенно разными, а порой и диаметрально противоположными", в результате заседания эти позиции удалось "существенно сблизить".
"Это и привело к единогласному одобрению предложений по вопросам о предоставлении автокефалии (полной церковной независимости - "ИФ") и автономии (самоуправления какой-либо части автокефальной Церкви - "ИФ"), которые теперь будут направлены на рассмотрение Всеправославного предсоборного совещания, а затем должны быть рассмотрены и утверждены на Святом и Великом Соборе Православной Церкви", - заявил священник.
Разъясняя суть выработанных документов, он рассказал, что, в частности, принято предложение, согласно которому томос (церковный акт - "ИФ") об автокефалии подписывает Константинопольский (Вселенский) Патриарх, который занимает первенствующее положение в богослужебном порядке упоминания предстоятелей Православных Церквей. Однако вместе с ним в качестве соучастников торжественного провозглашения автокефалии и свидетелей общеправославного согласия томос подписывают и все прочие главы автокефальных Церквей или их полномочные представители.
Подписанию томоса Константинопольским патриархом предшествует соответствующее решение Матери-Церкви, от которой отделяется, получая автокефалию, ее часть, а также достижение общеправославного консенсуса в форме решений Соборов или Синодов поместных Церквей.
Таким образом, по словам отца Николая, в документе о процедуре автокефалии признана "ключевая важность" двух факторов: одобрения Матери-Церкви и общеправославный консенсус, необходимый для вселенского признания новой автокефалии.
Как подчеркнул священник, в настоящее время не существует общеправославно признанной процедуры предоставления автокефалии той или другой Церкви.
В связи с этим, напомнил он, автокефалия, в одностороннем порядке предоставленная Константинополем в 1924 году Польской Церкви, не была признана Русской Церковью, которая в 1948 году со своей стороны вновь предоставила ей автокефалию. Напротив, автокефалия, предоставленная Русской Церковью Чехословацкой Церкви (ныне Православной церкви в Чешских землях и Словакии), не была признана Константинополем, который несколько десятилетий спустя повторно предоставил автокефалию этой Церкви.
Кроме того, долгое время (до 1990 года) оставалась не признанной Константинополем автокефалия Грузинской Церкви, несмотря на то, что Русской Церковью возобновленная автокефалия Грузинской Церкви признавалась с 1943 года. До сих пор остается не признанной Константинополем и некоторыми другими Церквами автокефалия, предоставленная Московским патриархатом в 1970 году Православной Церкви в Америке.
Таким образом, как заявил собеседник агентства, на заседании в Шамбези сделан важный шаг на пути создания "общеправославно признанной процедуры предоставления автокефалии, которая впредь бы уже не оспаривалась ни одной из поместных Церквей".
Что касается процедуры провозглашения автономии, то, как сообщил отец Николай, по этому вопросу членами Межправославной подготовительной комиссии принята точка зрения, которой и ранее придерживалась Русская Церковь: "предоставление автономии какой-либо своей части - это внутреннее дело каждой поместной Церкви".
"Процедура предоставления автономии начинается и заканчивается внутри автокефальной поместной Церкви, которая об этом своем решении затем уведомляет мировое православное сообщество", - заявил он.
На данный момент состоялось в общей сложности четыре Всеправославных предсоборных совещания (Шамбези, 1976; 1982; 1986; 2009) и шесть межправославных подготовительных комиссий (Женева, 1971; Шамбези, 1986; 1990; 1993; 1999 и 2009).
Длительный перерыв в созыве совещаний и в работе подготовительных комиссий был вызван осложнением в межправославных отношениях из-за возникших разногласий между Московским и Константинопольским патриархатами по вопросу церковного устройства в Эстонии. Встреча предстоятелей и представителей Православных Церквей в октябре 2008 года в Стамбуле сделала возможным возобновление межправославного сотрудничества в подготовке Собора.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале