О главном и второстепенном
|
Деньги любят счет
Учебники догматического богословия учат нас тому, что Церковь имеет богочеловеческую природу: c момента своего основания Церковь, как Тело Христово, бесконечно превосходит все земное и никаким земным законам не подлежит, но как человеческое общество она подчиняется общим условиям земного порядка. Безусловно, эти определения остаются верными по сей день, однако зачастую они неизвестны людям, впервые переступающим порог храма. Как правило, впервые приходя в церковь, человек ищет здесь что-то возвышенное, неземное. Как-то в Интернете долго ходил снимок объявления, размещенного в одном из раскольничьих храмов на Украине. Оно предлагало всем желающим посетить молебен на начало учебного года. А снизу была приписка: «При себе иметь пожертвование». А еще есть старый анекдот, когда мятущийся интеллигент подходит к церковной бабушке с вопросом, как обрести вечную жизнь через Крещение, на что бабуля отвечает: «Купишь крестик, двадцать рублей заплатишь и полотенце не забудь принести!».
«Не запах ладана и воска встречает посетителя у входа во многие православные храмы, а звон монет и разговоры о деньгах. Свечи, иконки, освященное масло, просфоры, крестики - все это предлагается в „свечных ящиках", располагающихся у входа в храм или даже в самом храме», - писал лет десять назад известный миссионер диакон Андрей Кураев. И за эти годы в нашей церковной жизни мало что изменилось. Во многих храмах вновь пришедших действительно встречает прейскурант цен на услуги культа. Такие же услуги становятся главным источником дохода представителей множества монастырей на православных выставках. Словно монахи разучились молиться бесплатно! Говорят, что обычаю совершать требы по фиксированному ценнику мы обязаны советскому времени. Тогда государство полностью контролировало Церковь, все требы регистрировались, храм с них платил налоги. Советский Союз давно прекратил свое существование, но заведенные в то время порядки задержались надолго. Несколько лет назад, выступая на ежегодном Епархиальном собрании Московского духовенства, Святейший Патриарх Алексий II указал на опаснейшую тенденцию «коммерциализации» Церкви. Тогда Патриарх уподобил храмы, торгующие «церковными услугами», коммерческим фирмам. «Ничто так не отторгает от веры людей, - сказал Патриарх, - как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом». Его Святейшество предостерег, что «материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное» и запретил взимать плату за совершение Таинств. Тем не менее, «воз и ныне там», и этому есть свое объяснение.
Приход платит. Всегда.
Представьте себя на месте настоятеля более-менее крупного храма. Кроме содержания непосредственно церковного здания, которое периодически требует внутреннего и внешнего ремонта, на ваших плечах лежит забота о содержании клира и всех храмовых работников - свечниц, реставраторов, уборщиц, преподавателей воскресной школы. Сюда же - оплата счетов за электроэнергию и отопление и еще множество проблем, требующих немедленного финансового решения. Система платы за требы, не будучи идеальной, по крайней мере приносит стабильный доход, благодаря чему вы можете содержать храм и планировать какое-то развитие. Впрочем, справедливости ради отметим, что фиксированную таксу за то или иное священнодействие в наши дни требуют далеко не везде. Все больше храмов отказываются от такой практики, и священники видят в этом пользу, в том числе и материальную! «Как ни странно, система добровольных пожертвований приносит порой даже больший доход, - рассказывает настоятель одного из небольших городских приходов, - Самое сложное здесь - научить человека жертвовать от сердца и по возможностям. Вот бабушка рубль дала - прекрасно. А молодой состоятельный прихожанин кладет в церковную кружку тысячу. Хотя поначалу многие прихожане все же спрашивали, сколько надо пожертвовать, трудновато им было без прейскуранта». Другой настоятель, служащий в одном из областных райцентров, частично решил финансовые проблемы прихода совсем нестандартным методом: «Колокольня нашего храма - самое высокое здание в городе, но когда на меня вышли представители телекоммуникационной компании, я как-то сразу растерялся», - рассказывает он. Телевизионщики предложили разместить на колокольне храма передающую антенну. И, прежде чем согласиться на это, священник заключил с ними письменный договор о том, что через эту антенну не будут транслироваться «неблагочестивые» каналы. Сказано - сделано. Но уже через некоторое время один за другим к батюшке стали обращаться представители сотовых сетей. Сейчас на колокольне стоит уже несколько антенн. Они совсем не видны с улицы, но благодаря этим устройствам все фиксированные цены на требы теперь отменены: антенны обеспечивают ежемесячный доход, покрывающий все храмовые нужды.
Статьи доходов
То, что храму нужны деньги, мы уже поняли. А кроме приходов существуют церковные школы, семинарии, больницы. И их содержание требует огромных финансовых вложений. Откуда же Церкви брать эти деньги? Когда-то давно, до событий 1917 года, немалая часть этих средств шла прямо из государственного бюджета. Сегодня, когда Церковь официально отделена от государства, рассчитывать на такие жертвы со стороны властей не приходится.
В некоторых странах вот уже несколько столетий Церковь распоряжается земельными угодьями, которые может сдавать в аренду. В ряде стран собирается специальный церковный налог. Каждый гражданин страны обязан определенный процент от общей суммы своих налогов перечислить на церковные нужды, при этом налогоплательщик сам решает, какой именно из конфессий он доверяет эти деньги. Еще один способ - библейская «десятина», когда десятую часть от всех своих доходов прихожанин обязан пожертвовать в церковную кассу. Особенно эффективно решают финансовые проблемы наши православные братья - Элладская и Кипрская Церкви. Кроме того, что греческие священники получают жалование от государства, Элладская Церковь - крупнейший собственник недвижимости в стране. И доходы от принадлежащих Церкви отелей или фабрик направляются на церковные же нужды. Однако эта практика может прекратиться: современные греческие политики все чаще поговаривают о том, чтобы лишить духовенство государственной зарплаты, а недвижимость обложить налогом. Аналитики уже предсказывают, что эти меры могут очень сильно ударить по православию в Элладе. В общем, финансовый вопрос остается открытым. Но справедливости ради заметим, что самое главное сокровище Церкви - Таинство Евхаристии - повсеместно совершается абсолютно бесплатно. Также с вас не возьмут ни копейки за участие в исповеди. А ведь именно эти Таинства, а не свечки и записки, больше всего нужны верующему христианину! Проблема денег, если она и существует, далеко не самая главная проблема нашей церковной жизни.
О главном
Помнится, один из бывших протестантов, обратившихся в православие, сказал, что члены всевозможных сект и неправославных церквей вокруг нас - это «неоплаченные счета Русской Православной Церкви». Мне приходилось общаться с представителями многих религиозных течений. Так вот, 99% моих собеседников начинали свои поиски в нашей Русской Православной Церкви. Кто-то не встретил в храме понимания, кого-то просто выгнали за «неправославный» вид, кому-то не хватало общения. А пока человек топтался на пороге храма, мы решали свои церковные проблемы. Помните, как в Евангелии от Иоанна Господь говорит: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою». Любовь - вот то, чего нам, современным верующим, не хватает в нашей жизни. Именно она, подлинная любовь Христова, должна стать движущей силой нашей веры. Чтобы придя в храм в поисках истины, любой человек захотел бы там остаться. Наверное, это утопия. Но пускай такое положение дел станет для нас целью. Ведь если определяющей силой нашей жизни будет любовь, Богочеловеческая природа Церкви откроется не только богословам и грамотным прихожанам, но и всем, кто так или иначе соприкасается с верующими людьми.
Материал опубликован в журнале "Вода живая" (Санкт-Петербургский церковный вестник) № 12 за 2009 год