Христианину мало быть просто хорошим человеком, он должен быть идеальным, считает протоиерей Всеволод Чаплин
Христос поставил перед человеком задачу стать идеальным, но ее не достичь только добрыми делами и высоконравственными качествами, заявил глава синодального Отдела по взаимоотношениям Церкви и общества протоиерей Всеволод Чаплин.
"Человеку мало быть хорошим, ему надо быть идеальным. Именно Божье действие делает его - не по его собственным заслугам, а по благодати - достойным спасения. Бог спасает, не мы себя спасаем. Это одна из тайн, которая содержится в христианском ответе на вопрос о том, кто же все-таки может в Царство Божие войти", - сказал отец Всеволод, выступая накануне вечером перед слушателями православного лектория в Политехническом музее в Москве.
По словам священника, стандарты, заданные Богом в области в том числе добрых дел, многократно превосходят стандарты, данные для Ветхого Завета, превосходят "праведность книжников и фарисеев", то есть "лучших людей общества, живущего без Божьей благодати, по житейским законам".
"Книжники и фарисеи - это не исчадие ада, это нравственные авторитеты общества, живущего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, совестливые, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам", - отметил он, указав на то, что христианин должен их превзойти.
Отец Всеволод подчеркнул, что нравственный идеал, который дан Христом, "очень радикален", он неисполним только человеческими силами.
"Христианская этика говорит прежде всего не о воспитании воли, не о самосовершенствовании, о принуждении к деланию добра, а о воздействии на человека благодати Божией, которая преображает человека настолько, что сама мысль о грехе становится невозможной", - заявил отец Всеволод.
По его словам, без действия Божия, без таинств Церкви "человек не может стать нравственным в смысле Нагорной проповеди".
"Бесспорно, от человека требуются усилия, от него требуются прежде всего усилия воли, свободного выбора в пользу добра. Но главное, что делает человека достойным святости и Царства Божия, это не собственная воля этого человека, аскетический подвиг, самоочищение, прагматически понятое, арифметически подсчитанные заслуги в виде добрых дел, а действие Божие", - подытожил священнослужитель.
По словам священника, стандарты, заданные Богом в области в том числе добрых дел, многократно превосходят стандарты, данные для Ветхого Завета, превосходят "праведность книжников и фарисеев", то есть "лучших людей общества, живущего без Божьей благодати, по житейским законам".
"Книжники и фарисеи - это не исчадие ада, это нравственные авторитеты общества, живущего по законам ветхозаветной морали. Это люди умные, совестливые, просвещенные, религиозно очень активные, не склонные к порокам", - отметил он, указав на то, что христианин должен их превзойти.
Отец Всеволод подчеркнул, что нравственный идеал, который дан Христом, "очень радикален", он неисполним только человеческими силами.
"Христианская этика говорит прежде всего не о воспитании воли, не о самосовершенствовании, о принуждении к деланию добра, а о воздействии на человека благодати Божией, которая преображает человека настолько, что сама мысль о грехе становится невозможной", - заявил отец Всеволод.
По его словам, без действия Божия, без таинств Церкви "человек не может стать нравственным в смысле Нагорной проповеди".
"Бесспорно, от человека требуются усилия, от него требуются прежде всего усилия воли, свободного выбора в пользу добра. Но главное, что делает человека достойным святости и Царства Божия, это не собственная воля этого человека, аскетический подвиг, самоочищение, прагматически понятое, арифметически подсчитанные заслуги в виде добрых дел, а действие Божие", - подытожил священнослужитель.
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале