Люди связывают с Церковью большие надежды
- Какими Вам видятся основные тенденции уходящего года?
- В этом году я особенно ощутил, что среди разных людей интерес к Церкви и ее позиции возрастает. На различных конференциях и встречах люди хотят видеть священнослужителей, вступать с ними в дискуссии. И везде задают вопросы на разные темы. Порой складывается впечатление, что священник должен знать обо всем на свете. Такой рост интереса к Церкви, конечно, можно связать с приходом нового Предстоятеля, который задает тон активного диалога с обществом на понятном большинству людей языке.
У меня от прожитого года остается впечатление, что сейчас только начинается настоящее открытие Церкви людьми. Церковное возрождение шло с начала 90-х годов, оно набирало силу, но только сейчас мы дошли до того, что это возрождение касается глубинных основ общественной и личной жизни. Церковь перестает рассматриваться как какая-то красивая культурная традиция, которую мы потеряли в советское время, и теперь надо воссоздать какие-то ее элементы.
Церковь оказывается носительницей иной философии, иного взгляда на повседневные ситуации, в которых оказывается человек. Сейчас многие, даже те, кто не считает себя верующими, понимают, что Церковь входит во все подробности человеческой жизни. Отсюда эти бурные дискуссии, доходящие порой до эпатажа. С этим я столкнулся в октябре на конференции в Петербурге, где группа молодежи пыталась выразить оскорбительным образом свое неприятие участия церковных представителей в этом мероприятии. Сегодня и в печати, и в блогах есть очень резкие выпады против священников: кто-то обвиняет их в том, что они пытаются «подмять» под себя общественную жизнь, кто-то - в том, что они обслуживают интересы государства. Тем не менее, во всех этих упреках люди исходят из того, что Церковь касается самых нервов жизни человека и общества. Им интересны ответы, которые может дать Православие.
- Что же произошло с самим обществом, что оно вдруг начало поворачиваться навстречу Церкви?
- Последнее время люди дошли до предела упрощения жизни, когда все радости и печали связаны только с материальными проявлениями человеческой природы. Все, что выстраивается вокруг человека - телевидение, политика, искусство - все ориентировано на одномерного биологического человека. Но человек так жить не может. У людей зарождается жажда чего-то другого. А современная культура не может ответить на эти духовные потребности. Церковь оказывается единственной носительницей другой радости, других надежд, других перспектив. Человек, погруженный в современную культуру и встречающийся с Церковью, видит, что это другой рассказ о жизни, предложение другого пути. Многих это привлекает. В церковной жизни человек вдруг обретает простор и глубину.
Нам в Отдел внешних церковных связей приходит много писем от простых людей на имя Патриарха и священноначалия. Люди просят таких вещей, которые должно исполнять государство: решения коммунальных вопросов или контроля за поведением чиновников. Мы прекрасно понимаем, что Церковь здесь ничем помочь не может, но это показатель того, что люди связывают с Церковью свои надежды на улучшение жизни, доверяют ей. Оправдание этой надежды для нас - большая ответственность.
- Для Вас лично этот год тоже был переломным, Вы стали заместителем председателя Отдела внешних церковных связей. Что важного случилось в этом году в Вашей основной зоне ответственности?
- В моем ведении находится целый блок тем - межхристианские отношения, межрелигиозные отношения за пределами канонической территории Русской Церкви, связи с зарубежными странами, международными организациями и соотечественниками за рубежом. Это очень обширная повестка дня. На каждом из этих направлений происходило много интересных событий. Например, межхристианские отношения уже давно находятся в кризисе. Этот кризис проявлялся и во многих событиях уходящего года. Так, мне довелось побывать на юбилее Первой межхристианской ассамблеи в Европе, которая проходила в 1989 году в городе Грац в Шевйцарии. 20 лет назад в ней принимал участие нынешний Патриарх Кирилл. Это была знаковая ассамблея, потому что она проходила под конец Холодной войны. Впервые христиане всей Европы смогли собраться вместе и обсудить волнующие общество вопросы. Была надежда, что в истории Европы открывается новая страница, и все христиане могут внести свой вклад в то, чтобы на европейском континенте народы жили, развивались и строили свою жизнь на основе христианских ценностей. Приехав в Швейцарию на празднование 20-тилетия этой Ассамблеи, я был поражен, насколько мало людей удалось собрать организаторам, насколько надежды конца 1980-х годов не оправдались. Сегодня христиане оказываются более разделенными, чем 20 лет назад. Они отдалились друг от друга в тех вопросах, в которых раньше были едины. Прежде всего, речь идет о вопросах нравственности. Набирает силу дивергенция между либеральным и традиционным подходом к христианской нравственности.
Это отдаление происходит и на площадках христианских организаций, например, Конференции европейских Церквей. В этом году продолжались переговоры об условиях возвращения Русской Церкви в Конференцию европейских Церквей, членство в которой было приостановлено в 2008 году. Но пока нет положительных результатов.
В августе этого года в Швейцарии прошли выборы нового генерального секретаря Всемирного Совета Церквей, другой крупной межхристианской организации. Им стал норвежец Олаф Твейт. Есть определенные надежды, связанные с его избранием на этот пост, потому что он много лет отвечал в своей церкви за связи с Православными Церквами. С другой стороны, он представляет одну из протестантских Церквей, в которой идут процессы либерализации христианской этики. Есть опасения, что эти тенденции могут взять верх во Всемирном Совете Церквей, тогда придется серьезно задуматься над нашим членством в ВСЦ.
Уже всем стала хорошо известна история с выборами новой главы Совета Евангелической Церкви в Германии - Маргот Кессман. Ее приход к руководству также свидетельствует о перевесе либеральных сил в немецком протестантизме.
В следующем году Русской Православной Церкви предстоит провести серьезную работу по переосмыслению своих межхристианских контактов и выдвижению новых инициатив в этой области.