Колядки на московских улицах
Валерия: Мы ходим всей нашей группой колядовать прямо на улицу, а не просто к тем, кто нас знает. Набираем номер квартиры наугад по домофону, говорим: «Открывайте! Пришли колядовщики!». Кто-то открывает, а кто-то и нет. Звоним в квартиру и поем колядки прямо на лестничной клетке. Для кого-то это самая настоящая диковинка. Нам давали сладости, кто-то денежку.
Один раз позвонили в квартиру, нам говорят: «Если я вам дам то, что вы хотите, вы уйдете?». И такое бывает.
Еще был такой случай. Нам открыли дверь, мы начали петь — а хозяин серьезно так приложил палец к губам и говорит: «Тсс... Че надо?»
А один раз даже вызвали милицию...
ТД: Вас забрали?
Валерия: Нет, мы успели ретироваться! Еще заходили в офис одного издательства. Сотрудники вышли в вестибюль посмотреть, но внутрь нас охранник не пустил. На улице пели, в магазинах, один раз заходили в «Макдональдс». Но там нам вообще ничего не дали. Просто порадовались, посмеялись — и мы ушли. Зато повеселили народ!
ТД: В метро тоже поете?
Валерия: В метро? А, нет, в метро мы пока еще не колядовали!
ТД: Сколько лет Вы колядуете?
Валерия: 15 лет.
ТД: А как идея возникла?
Валерия: Раньше же колядовали — и даже вопроса не возникало: «Пойти или не пойти?». Так и у нас. С самого начала основания ансамбля — т.е. 28 лет назад — была заложена традиция колядования. Сперва мы ходили петь вместе со старшими ребятами, а потом вот стали собираться сами. Сейчас даже сложно представить себе Святки без этого. Вот, например, в прошлом году у нас было много концертов, и оставался один-единственный свободный святочный вечер — самый последний, 18 января. Я всех обзвонила, говорю: «У нас остается максимум час, надо успеть». И мы быстренько собрались и пошли колядовать.
ТД: Зачем? Что это — веселье? Радость то того, что вы ходите все вместе?
Валерия: Во-первых, очень весело наблюдать за реакцией прохожих. Особенно когда с тобой человек 20 «своих» — подруги и друзья. Особенно хорошо ходить с мужиками: они могут прикрыть нас, защитить... Мы же ряженые ходим, в костюмах, — мало ли что!
Еще интересно бывает, кто что даст... Потом, это же не концерт, а самый настоящий праздник. Бывало, мы пошли просто погулять, но само собой получалось, что начинали колядовать.
Елена Алексеевна: Иногда у нас были очень обильные сборы. Однажды на собранные деньги мы смогли организовать целую фольклорную экспедицию!
ТД: Много кто ходит по Москве колядовать?
Е.А.: Да нет, мало. Все равно ведь все должно быть как-то организовано. Наши ребята — профессионалы, многие из них закончили музыкальные вузы. Бывало, ко мне приходят другие колядовщики, а я им говорю: «А что Вы еще знаете?». Чтобы побудить их спеть, а то и выучить еще пару колядок.
А еще у нас все это очень органично: младшие ходят вслед за старшими. В этом году самые маленькие — 2–3 — летки пойдут по классам нашего Дворца творчества и будут поздравлять соседние коллективы.
ТД: Начнут «напитываться» традицией?
Е.А.: Да. Первое время я всегда договариваюсь, куда ходить детям, чтобы они не столкнулись с отпором, непониманием, недоумением. Реакция ведь бывает очень разная. Как-то мы выступали в центре Российском Фонде культуры и сказала детям: «Вот, сейчас мы с вами наколядуем!». А зрители не знали, что по традиции надо колядовщикам что-то давать, просто сидели и слушали. И дети начали спрашивать: «Почему нам ничего не дают?». Тогда я обратилась к зрителям и объяснила, что традиционно принято одаривать колядовщиков, — и все зашуршали бумажниками.
Помню, когда в Москву приезжала великая княгиня Мария Владимировна Романова — глава Российского Императорского Дома Романовых, — нас попросили спеть колядки, чтобы собрать денег больным детям. Таких случаев со сборами у нас было немало.
ТД: Я смотрю, колядки — это корыстное занятие!
Е.А.: Да нет, дело не в корысти. Колядки должны быть возблагодарены — это было в традиции. В современной жизни эти подарки — в большей степени развлечение.
Валерия: А вот раньше колядование — это было пожелание добра, денег, хорошего жениха. И люди ждали колядовщиков. Обижались, если к ним не приходили. И если ничего не давали, могли на полном серьезе, например, увести корову или произнести в адрес негостеприимных хозяев угрозы. Поэтому колядовщиков старались задарить.
ТД: А с чем это связано? Почему такое особое отношение к поющим колядки?
Е.А.: Колядовщиков можно разделить на две категории: те, кто приходил до Рождества и те, кто пел уже после. Когда приходили с благопожеланиями до Рождества, их не пускали в дом, а угощение подавали через окно. Считалось, что это приходят души усопших из загробного мира. Их надо задобрить, но ни в коем случае не приглашать в дом.
Вторых, «святочных» колядовщиков пускали в дом и заводили под матицу (балку, которая поддерживает потолок) — в самое благополучное место. Все дела раньше решали под матицей, это было символически значимое место. Например, если сватов не пускали под матицу, было понятно, что со свадьбой ничего не сложится.
И вот колядовщики вставали лицом к иконам, крестились, пропевали христославие, потом — различные благопожелания хозяевам. И не одарить этих людей. которые приходят с Богом и желают добра, было просто невозможно!
ТД: А где вы берете колядки?
Е.А.: Собираем в Курской области. Их ведь не так много нужно: три-четыре вполне достаточно, чтобы пройтись по деревне.
ТД: У колядовщиков была специальная одежда?
Е.А.: Те, кто приходил после Рождества, не имели права переодеваться и ходили просто в праздничной одежде, как, впрочем, и все остальные. А вот те, которые пели до Рождества, надевали маски. Это были очень смелые люди, которые фактически «заигрывали» с потусторонним миром, и они не должны были быть узнанными. Детей с собой. естественно не брали. А на Крещение были обязаны искупаться в проруби — «Иордане» и тем самым очиститься.
ТД: Как Церковь относится к колядкам, с учетом всей этой «мистики»?
Е.А.: По-разному. Сначала наш ансамбль считали языческим, потому что в колядках есть остатки древних, дохристианских текстов, например, призывание Каледы. Но в основном содержание этих рождественских песенок — христославие или пересказ евангельских события: шествие волхвов, поклонение пастухов, рождение Христа... Кстати, и в музыкальном плане на колядке очень сильно повлияло церковное партесное пение, так что в них отчетливо слышны определенные гармонические построения, 4-голосье...
Сейчас наш ансамбль — просто нарасхват. Педагоги у нас православные, дети — тоже. И вертепы — традиционные рождественские спектакли — мы ставим в основном на приходах.
Наш духовник — протоиерей Владимир Теплов — сказал после одного из концертов духовной музыки: «Православие и традиционная народная культура — два крыла огромной птицы, имя которой — Святая Русь». Поэтому для меня сейчас не стоит вопроса, петь или не петь колядки.