Прощеное воскресенье
Чин прощения |
||
Существует этот обычай для того, чтобы люди через смирение очистили свою душу от бремени непрощеных обид и приготовились таким образом к встрече Великого поста.
Появилась эта традиция в первые столетия христианства у египетских монахов, которые на время Великого Поста покидали монастырь и уединялись в пустыне. Некоторым из них не суждено было вернуться, поэтому, собравшись перед уходом для общей молитвы, монахи также просили друг у друга прощения, зная, что они могут не встретиться больше. Постепенно этот обычай утвердился в общецерковной практике и существует по сей день.
Он связан и с чтением на литургии Прощеного воскресения об изгнании Адама и Евы из рая, учащим нас смирению и послушанию, и с отрывком Евангелия (Мф. 6: 14-21), который начинается словами: «Ибо, если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный; А если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших». Так Господь поясняет слова самой главной христианской молитвы, «Отче наш»: «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим» («долги» переводится на современный русский язык как «грехи»).
Господь наш милосерд, но справедлив, и надеяться на прощение наших грехов мы можем лишь тогда, когда простим своего ближнего. Поэтому и существует в Уставе Церковном особый чин прощения, совершаемый после вечерни в Прощеное воскресенье. Сначала настоятель храма испрашивает прощения у других священников и у мирян со словами: «Благословите, отцы святии и братия, и простите ми грешному, елика согреших в сей день, делом, словом, помышлением и всеми моими чувствы». Затем клирики и народ подходят к настоятелю, целуют напрестольный Крест, который тот держит в руках, и тоже со смирением просят у него прощения. Потом люди просто просят прощения друг у друга.
Изгнание из рая | |
«Прости меня!» - «Бог простит, и ты меня прости!», - раздаются тихие голоса в храме. А на Руси и после богослужения люди ходили ко всем своим родственникам и знакомым, особенно к тем, кому принесли больше обид в прошедшем году, и от всего сердца просили прощения. Бывало, что барин просил прощения у крестьянина, вельможа – у своего подчиненного: смиряя гордыню и искренне раскаиваясь, люди забывали о сословных или имущественных различиях. Даже царь в этот праздник объезжал войска и монастыри, прося прощения у солдат и монахов.
Но бывало, к сожалению, и так, и особенно часто встречается сейчас, что за бурным весельем и гуляниями Масленицы мы забываем последний день перед постом все же посвятить духовному приготовлению к нему и не просто на словах, а действительно искренне попросить прощения даже у самых близких людей: у старых родителей, которым мы так часто даже не уделяем внимания, у друзей, которых огорчаем резким словом или опрометчивым поступком, у своих детей, которых тоже можем обидеть сгоряча... А ведь просьба о прощении - вовсе не тяжкая обязанность, а, напротив, сбрасывание тяжелого бремени неспокойной совести, воплощение нашей надежды на то, что Господь и нам простит согрешения, как мы прощаем ближнему.
Масленица кончается: сегодня последний день, «прощеное воскресенье»
Молитва Ефрема Сирина: плач отца пустынника
Веселая Масленица — как это было сто лет назад