«Читаем» икону Крещения
«И когда выходил из воды, тотчас увидел разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мк. 1:10–11).
В нескольких строках Евангелия повествуется о событии, имевшем для человечества значение не меньшее, чем рождение Сына Божия, которое мы праздновали несколько дней назад. Об этом же событии не менее выразительно, но другим, доступным ей языком — языком зрительных образов — рассказывает и икона Крещения.
Второе название праздника Крещения — Богоявление, потому что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица (Мф. 3:13–17; Мк. 1:9–11; Лк. 3:21–22). Бог Отец глаголал с небес о Сыне, Сын крестился от святого Предтечи Господня Иоанна, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя.
Все детали этого события мы можем увидеть на иконе Крещения, которая являет собой «умозрение в красках», своеобразное суммирование богослужения. Посредством изображения передается главный смысл происходящего, а символические детали дают возможность воспринять этот смысл более полно и глубоко.
Иисус Христос и Иоанн Креститель
В центре иконы Крещения — Иисус Христос и Иоанн Креститель.
Христос изображен стоящим на фоне воды, словно в пещере. Такое изображение свидетельствует о том, что при Крещении в воду погружалась не часть, а все тело — во образ погребения Христа, так как Крещение знаменует собой смерть для вечной жизни. Символический язык иконы также передает мысль, что Взявший на себя грехи мира «покрывается водами Иордана».
В знак того, что инициатива происходящего принадлежит Христу, что Он, Владыка, Сам пришел к Иоанну, прося Крещения, Спаситель почти всегда изображается идущим или делающим движение в сторону Предтечи, в то же время приклоняя Свою голову под его руку.
Правой рукой Спаситель благословляет покрывающие Его воды Иордана, освящая при этом их Своим погружением. Отныне вода — образ не смерти, а рождения в новую жизнь. Поэтому на раннехристианских изображениях Крещения, например в катакомбах, Спаситель, как и крещаемые вообще, чаще всего изображался ребенком, а возраст человека в первые века христианства отсчитывался не от естественного, а от благодатного рождения — с момента Крещения. Поэтому на многих могилах погребенных в катакомбах христиан помечен младенческий возраст, хотя, судя по размерам гробов, в них захоронены взрослые люди.
На большинстве икон праздника Спаситель изображается совершенно обнаженным: икона Крещения, в соответствии с содержанием богослужебных текстов, подчеркивает кенозис, уничижение, «истощание» Его божества. Тем самым выделяется и цель этого кенозиса — обнажаясь плотию, Христос одевает наготу Адамову, а с ним и всего человечества в одежды славы и нетления.
«И дух в виде голубине…»
В верхней части иконы изображается часть круга (символ разводящихся небес, которые, как некогда и Рай, были затворены для людей Адамовым грехом), из которого исходят на Спасителя лучи с опускающимся Духом святым в виде голубя.
Также эта деталь символически указывает на присутствие Бога Отца.
Что с тобою, море, что ты побежало, и с тобою, Иордан, что ты обратился назад? (Пс. 113:5)
У ног Спасителя, среди снующих в струях Иордана рыб, в некоторых случаях изображаются две маленькие фигурки: мужская, обнаженная, спиной к Спасителю, и женская, убегающая, иногда сидящая на рыбе.
Есть разные версии относительно их происхождения. По одной из них, это иллюстрации ветхозаветных текстов праздничного богослужения, являющие собой пророческие предызображения Крещения (мужская фигура — аллегория Иордана (Пс. 113:3), женская — переход евреев через Чермное море). По другой — эти фигуры иллюстрируют слова 113-го псалма: «Море виде и побеже; Иордан обратися вспять». Иногда в водах изображен и змей, из 13-го стиха 73-го псалма: «Ты сокрушил головы змиев в воде».
Ангелы
Богослужебные тексты упоминают ангелов, присутствовавших при Крещении, но ничего не говорят об их роли. Отсюда — разнообразие в понимании и передаче этой роли на иконах Крещения. На поздних изображениях они держат в руках покрывала, что указывает на их роль служителей при Крещении, готовящихся покрыть тело Христово по выходе из воды. В других случаях их изображают с руками, покрытыми плащом в знак благоговения перед Тем, Кому они служат. Такой образ заимствован из восточного обычая, усвоенного также придворным этикетом Византии: предметы, передаваемые императором или императору, принимались покровенными руками — в знак особого к нему уважения.
На некоторых изображениях присутствуют и люди, готовящиеся ко Крещению, а также ученики Иоанна Крестителя.
Читайте также: Крещение Господне