Святые отцы о Празднике Успения
Михаил Николаевич Скабаланович (1871—1931), в своем очерке о Празднике Успения Пресвятой Богородицы приводит изречения святителя Григория Паламы, святителя Дмитрия Ростовского, преподобного Иоанна Дамаскина. Мы публикуем отрывок этого труда с тем, чтобы попытаться понять как переживали Праздник Успения святые отцы, какое значение они предавали отмечаемым событиям.
Каждый человек вступает в этот мир с известными задатками, которые, можно сказать, наперед предопределяют и его жизнь, и его смерть. Смерть человека – результат этих его природных черт. И если над гробом Богоматери спросить, какая же главная черта была у этой высочайшей личности, то пришлось бы ответить, по мнению св. Димитрия Ростовского, что это было девство. «От юности Своей Она взошла к Богу Духу Святому девственною чистотою, соделавшись живою Церковью и одушевленным храмом Его. По мысли св. Амвросия, «Она была девою не только телом, но и духом Своим». «Дева была телом, соблюдши цвет чистоты Своей нетленным; Дева была и духом, никогда не помыслив о браке». Священникам, хотевшим выдать ее замуж по достижении совершеннолетия, «Она отвечала: «Я отдана родителями от пелен одному Богу, а потому и обещала соблюсти Свое девство вовеки; для Меня невозможно быть сопряженной со смертным человеком, и ничто не может принудить Меня к браку, Деву бессмертного Бога»».
Другой чертой Богоматери было смирение: даже «ученики Христовы имели нужду в обращении к смиренному отрочеству (Мф. 18:3), потому, что стали возноситься в уме своем: одни просят сесть одесную и ошую Христа в царстве Его, другие – помышляют, кто из них больший, — ищут начальства. Но Пречистая Дева не нуждалась в таком обращении. Она была постоянно смиренная от младенчества Своего».
Третьей чертой Пресвятой Девы по мнению св. Димитрия Ростовского, была любовь к Богу. «Как Пречистая дева возлюбила Бога, этого не может никакой язык поведать, но какой ум постигнуть. Любовь есть тайна – одна из неведомых сердечных тайн, известная только Самому Богу, испытующему сердца и утробы… По-человечески могли бы сказать, что Пречистая Дева так возлюбила Бога, как и из нас любит кто-нибудь родителей своих, или единоплотного в супружестве друга своего, или единственного сына своего; но у людей сердечная любовь разделяется на части: особо кто любит родителя, особо друга, особо сына. А в Пречистой Деве Любовь не могла разделиться на части. Тот, Кого Она любила, был Ей и Отцом и единочадным Сыном и нетленным Женихом. Вся Ее всецелая любовь была в Едином Боге».
Если вообще жизнь человека есть приготовление к вечной жизни, то все это особо приложимо к Богоматери. Всеми обстоятельствами и всей обстановкой жизни Она более других готовилась к вечности. Она предвидела время своего ухода и в предчувствии смерти не могла не желать в последний раз увидеть столь близких ей апостолов. Когда желание ее исполнилось, когда увидела она у одра своего апостолов, она воскликнула: «Да будет для меня славою и величием во всех языках земных, что Он собрал ко Мне основания Церкви, князей вселенной, славных служителей Моего погребения… Погребаемая Вами, учениками Его, я буду погребаема руками Самого Сына Моего».
Чувства Богоматери в самый момент смерти св. Отцы представляют под видом приблизительно такой беседы Ее с Сыном: «Простри божественные руки и прими душу матери, Ты, Который на кресте предал дух в руки Отца» (прп. Иоанн Дамаскин).
«Вверь Мне тело Твое, ибо и Я предал Свое Божество Твоему чреву». (св. Герман)
«Если душа, имеющая благодать Божию, оставляя земное, возносится к небу, как это стало ясно из многих примеров, и мы верим сему; то как могло быть не вознесено от земли на небо тело, не только принявшее в себя Сего Единородного и Превечного Сына Божия, неиссякаемый источник благодати, но и родившее и явившее Его?.. И что имеют только облагодатствованные Богом ангелы и люди, — все это совмещает в себе она, и одна лишь преизбыточествует всем несказанно…Она хранилище и обладательница Божества» (cв. Григорий Палама). Такова слава пресвятой Богородицы на небе по преставлении. Столь же велико и блаженство Ее там. «Она достигла истинной Радости всех, Которую несказанно родила в нашем естестве…»(св. Модест).
Ее преставление на небо не менее дало всему миру, всем нам. Для нее с успением открылась возможность мощного ходатайство за мир. «Как живя в сем мире, — говорит, обращаясь к Богоматери, св. Герман, — Ты не была чужда небесных обителей, так и по отшествии Твоем Ты не удалилась от общения с людьми, поскольку явилась небом Всевышнего Бога через вместительную для ношения Его Свою утробу и соделалась для Него духовною землею через вместительное служение плоти Его, так что отсюда нам легко заключать, что как обитая на земле, Ты постоянно была с Богом, так и преставилась от человеческого жития, не оставила сущих в мире».
Апостолы по св. Герману, должны были говорить: «Поскольку во дни странствования в этом мире мы утешались, взирая на тебя, Богородица, как на самого Христа, то недоумеваем о Твоем преставлении. Но так как и божественным поведением плотским влечением матери Ты призвана отойти к Богу, то мы радуемся и тому, что прилично исполняется тобою, и тому, что последует: ибо мы получаем в тебе залог вечной жизни и обретаем в Тебе ходатаицу к Богу.
Будучи такого неизмеримого значения во всех отношениях, событие Успения Богоматери много дает верующим уже одною памятью о нем, праздником в честь его. «Если смерть преподобных» и «память праведнаго с похвалами», то насколько более – память Святейшей святых, через Которую подается всякое освящение святым»(св. Григорий Палама).
Сказанным конечно не исчерпывается внутренняя сторона события и все значение его для нас. «Восхождение Ее обступают облака по видению. (Так и) некая духовная мгла покрывает раскрытие всего в словах о Ней, не позволяя ясно высказать сокрытое понимание таинства (св. Андрей Критский), «а поскольку не свойственно говорить о том, что выше слов, то любовь к Богоматери должно освящать по преимуществу песнопениями» (св. Григорий Палама).
О дивное чудо: Источник Жизни во гробе полагается, и лествица к небеси гроб бывает: веселися Гефсимание, Богородичен святый доме. Возопием, вернии, Гавриила имуще чиноначальника: благодатная, радуйся, с тобою Господь, подаяй мирови Тобою велию милость.(Стихира на Господи воззвах. Служба Успению Пресвятой Богородицы)
Отрывок из книги М. Скабалановича «Успение Пресвятой Богородицы», «Пролог», 2004.
Читайте также
Она уснула сном земли, но так и осталась Жива...
События последних дней земной жизни Богородицы