Очень субъективные заметки про Соловки
Соловки-2. Опыт возвращения
В прошлом году Соловецкий монастырь поразил своими размерами, своей огромностью и мощью. В этом — хрупкостью, лёгкостью. С катера, при ещё не поднявшемся солнце были видны тонкие силуэты Преображенского собора, колокольни, башен, будто вырезанные из полупрозрачной серой бумаги. А уже через минуту после высадки я чувствовала себя так, словно и не уезжала, как ни банально это звучит. Ощущение, что года моей жизни не было. Однако, как стало ясно уже через несколько часов, он был, и я за этот год довольно сильно изменилась.
Как всё начиналось (разговор накануне отъезда год назад)
— Приедешь ещё?
— Да!, — поспешно заявила я с энтузиазмом и радостной улыбкой. Потом, решив, что это слишком самонадеянно и надо ещё оставить место для Божиего замысла (или Промысла) обо мне, добавила: «Хотелось бы», и совсем уже «смиренно», по правилам монастырского этикета, закончила: «Как Бог даст…»
— А ты молись.
Вот так хлеборез Витя, образец кротости для всей трапезной, объяснил мне единственный правильный способ вернуться на Соловки.
Святые и святыни
В первый раз благодать давалась даром. В отличие от своих более сознательных спутников, я не особенно готовилась к поездке, не считала её более важной или серьёзной, чем любая другая. Поехала, потому что два года вернувшиеся оттуда знакомые твердили, как это здорово. Потому что хотелось побыть с друзьями и надоело сидеть дома. Потому что Белое море, катер, чайки, прочая экзотика. Потому что предстояло жить в монастыре и называться «трудник». Ещё, конечно, хотелось увидеть место, описанное в «Архипелаге» и «Неугасимой лампаде» и было сознание важности Соловков в истории нашей страны. Но основные мотивы поездки были, если можно так сказать, приключенческо-литературные.
Действительно, что связывало меня с Зосимой, Савватием и Германом, приплывшими в эти края в XIV веке? Казалось, что ничего. Я даже не удосужилась заранее прочесть их жития, которые, как предполагала по собственному опыту, всё равно тут же вылетят из головы. И всё-таки, по приезде пронзило: вот мы, молодые-сытые-здоровые, плыли сюда на катере два часа, и то намаялись, замерзли и устали. А они – три дня, на утлой лодчонке, на безлюдный остров…
Потом было удивительное ощущение на утренних молебнах, когда, как написано в путеводителе, «братия испрашивает у св. Зосимы, Савватия и Германа благословение на труды предстоящего дня». Это не просто слова. Очень чётко ощущаешь, что здесь, на острове, хозяева — они, а потому без их благословения — никуда, и себе не принадлежишь.
И каждый день таков, что планировать что-либо бесполезно — на всё Воля Божия. А вот прожить в монастыре хоть день без пользы — не удастся.
Искушения и послушания. Чем трудник отличается от паломника
Легко догадаться, что трудники в монастыре работают. Как же оказаться в их рядах? Очень просто. Собравшись приехать, позвонить в монастырь и сказать, что Вы намерены на благо монастыря потрудиться и понести всяческие послушания. Вам ответят, что будут очень рады, послушаниями обеспечат, бесплатно поселят в паломническом доме и будут кормить, и что оставаться на таком положении можно сколько хотите.
Только надо учесть, что «трудник» — созвучно не только со словом «труд», но и со словом «трудно». Нет, никто не заставит хрупких девушек таскать кирпичи. Но вот даже чашки мыть по послушанию мы не привыкли. А как стерпеть, когда тебя три разные тётушки наперебой учат пол подметать, или, того хуже, картошку чистить? А уж если картошку резать… Только кубиками 7 на 8 мм, не иначе. А Ваши рациональные предложения здесь ни к чему.
Да, и в обычной жизни мы прислушиваемся к чужому мнению, если считаем его авторитетным. Но такую позицию лучше оставить где-нибудь в районе Кеми. Тут — просто слушай и просто делай, без ропота и рассуждения, независимо от того, что ты на сей счёт думаешь. И это, пожалуй, закаляет не меньше, чем продвижение собственной «активной жизненной позиции». А высший пилотаж — это любить тех, кто тебя, сам того не ведая, смиряет. Но это уже вымаливается.
А ещё нам поведали, что труд в монастыре приравнивается к молитве… Приятно
И всё-таки это монастырь…
Некоторые удивляются, когда встречаются в монастыре с «мирскими» человеческими слабостями. Но ещё удивительнее (и радостнее!), когда видишь искренние попытки их преодолеть. Например, в трапезной, где у меня было послушание, день начинался с молитв «на начало всякого благого дела», а кончался чтением благодарственных молитв и тропаря об умножении любви — «Даждь нам друг друга любити нелицемерно…»
Вообще в этом году Соловки для меня стали местом материализации слов и метафор…
Голова кругом: с утра до вечера вместо «спасибо» и «пожалуйста» — «Спаси, Господи» да «Во Славу Божию», вместо приветствия — «Молитвами святых отец наших…», обращения — только «братья» и «сестры». Это не «православный понт» и даже не «церковный этикет» — на Соловках по-другому и не скажешь. А потом по-другому уже и не хочется.
Кстати, о церковном этикете
Правила в северных монастырях суровы, в том числе и для паломников.
«Женская» и «мужская» половины храма соблюдаются строжайше, какой бы дисбаланс в количестве лиц того и другого пола ни наблюдался. Очередность прикладывания к мощам, иконам и т.д. тоже не нарушается — сначала монахи, потом мужчины, потом «сестры». Ну, и прочие строгости… Один раз на утреннем молебне, проскочив спросонья между солеёй и праздничной иконой (чего вообще-то не полагается, но бежать назад тоже было поздно), я удостоилась с любовью сказанного замечания свечницы: «Ну и бестолочь Вы, Мария».
А вообще-то в монастыре хорошо. Службы размеренные, длинные. Но это не в тягость, тем более, что торопиться некуда – распорядок дня ориентируется на службы прежде всего, т. е. ужин – после вечернего богослужения, послушания – после утреннего. Да и забот, кроме послушаний, никаких, не то что в Москве: десять дел на сегодня, двадцать на завтра и тридцать на вчера.
О главном. Прощание
Опять стоим на катере.
В девять «соловецких» дней явно уместилось больше, чем можно было ожидать.
Прощания — особая статья, ради них стоит приезжать. Те, кто пока остаются в монастыре, приходят на причал проводить уплывающих «на большую землю». Обмен адресами, телефонами — понятно. Хотя, как часто бывает, потом никто друг другу не напишет и не позвонит. Это естественно. Но так хочется ещё раз всех увидеть! На Соловках. И себя тоже.
Есть что-то в «случайных» встречах с людьми, которых ты и не надеялся увидеть. Сейчас это воспринимается как чудо, ведь мы так привыкли планировать всё заранее и самостоятельно: созваниваемся по телефону, пишем СМС или e-mail — все учтены, всё под контролем (и, кстати, часто встреча так и не происходит…) А тут — можешь лишь надеятся, предполагать. Может быть, это и есть упование?
Так чем мне нравятся соловецкие прощания?
В них нет слащавости, пустых слов и обещаний. Есть — не побоюсь этих слов — любовь во Христе. Провожают всё той же фразой «Спаси, Господи» — потому что именно спасения души тебе искренне и более всего желают. А ещё — обещают молиться. Взаимно.
Потом — будто отматывают кадры: монастырь всё дальше, дальше…
Наконец понимаю, что его уже не видно и бесполезно смотреть назад. Иду на корму — смотреть в будущее.
Было ли хорошо? Было.
Было ли легко? Кому как.
Стоило ли приезжать?
…
P.S.
На обратном пути мы попали в шторм. Говорят, был всего один балл — ерунда, не шторм почти. Однако наш катер заметно качало, позеленевший народ сосредоточенно сосал «Авиа-море» и молился, чтобы водное мытарство поскорее кончилось. И теперь уже все изумлялись: а как же они — Зосима, Савватий, Герман и иже с ними, и иже после них, на каких-то лодках, по такому морю?
…На экскурсиях нам рассказывали, что раньше на берегах Соловецких островов были целые «рощи» крестов, которые мореплаватели ставили по благополучном прибытии на землю.
Святые Зосима, Савватие и Германе, молите Бога о нас!
Слава Богу за все!
Впервые опубликовано 23 августа 2009 года