Дневник миссионера 3

Сергей Юрьевич не сдавался: он репетировал вне стен монастыря и автобуса, мечтая сравняться в мастерстве с Эриком Клэптоном.

9-е августа, среда.

До концерта в Доме престарелых была Литургия. Петь на ней вместо завтрака отрядили четверых подвижников, и еще человек пять остались их поддержать. Не знаю, когда бы я сама поняла это, но помог отец Максим: может быть, самая большая польза от нашей группы здесь — то, что мы даем насельницам возможность чуть ли не впервые со времени воссоздания обители спокойно помолиться на Литургии: не метаться, не заменять впятером весь причет церковный, хор и народ Божий. Может, ради этой возможности они и готовы принимать и терпеть нас, печь нам ночами плюшки.

А что я могу понять и сама — что только здесь мне могут разрешить читать в храме Шестопсалмие или часы (знаю, что учащиеся ШДП моего восторга уже не разделяют, привыкли все сами читать воскресными вечерами).

На концерте в доме престарелых некоторые плакали — это самый явный отклик слушателей на знакомые или впервые услышанные песни. И это воодушевляет хор.

После записи на радио едем в Центр культуры и досуга «Пегас». Сюда никто никого не гнал и не собирал. И поэтому еще в автобусе слышны вопли восторга: к ЦК и Д тянутся люди. Потом Глаша, стоя на сцене, посчитает внимающих отцу Максиму: 128 человек, в основном тетушки в платочках.

Концерт шел почти два часа, но люди готовы были слушать нас куда дольше. Это, конечно, отличается от миссионерства в точном смысле слова: собрались люди в основном воцерковленные. Но хоть чуток приблизить к Церкви пока еще чужых или порадовать своих — вещи хоть и разные, а и то и то — хорошо. Как далекие люди отзовутся — Бог весть, а свои порадовались точно. Потом благодарили, просили передать матушке пожертвования на монастырь.

А отец Максим в светской части сидел за кулисами и писал на наш приходской форум. Да так увлекся, что замедлил с выходом для заключительного слова.

Народ на сцене держится все свободнее. Андреяшка-Витя и Парашка-Даша настолько артистичны, что говорящие вдохновляются, и история жителей Ольховки обрастает подробностями (теперь мы знаем, что тятька не велел жениться из-за того, что невеста плохо варила щи).

После ужина нас ожидает не отдых в монастырской тиши, а встреча с ребятами из «Очага» — православной молодежной организации из Егорьевска. Их батюшку — отца Сергия — и пару молодых людей мы уже видели на круглом столе. Теперь их больше: человек шесть парней, двое клириков и девушка-регент. У дьякона совершенно древнерусское лицо. Уж с него скорее, чем с нас, можно писать иконы. А вот парни… Не мудрено, что у них в компании, кроме регента, девушек нет — разбежались. Отец Максим и наши ребята рассказывают о ШДП, о поездке в Костромскую область и на Алтай. А когда от «Очага» просят конкретики, один из них, с кольцом в ухе, рассказывает, как они натягивали в парке канаты и предлагали людям по ним лазить — чтобы отвлечь от пива и прочих пакостей.

Их очень интересует, есть ли у нас контакты с другими молодежными организациями. Отец Максим недоумевает: вот говорят, что приходы разобщены. А что вместе делать? Крестными ходами друг к другу в гости ходить? Или если с «Молодой Русью» дружить — это чаи с ними гонять? Общего дела как-то не видно. Кто хочет работать руками — может пойти прямо в «Реставросъ». Есть куда идти и любителям православного краеведения. Для примера контакта с молодежью батюшка описал панихиду, которую просили отслужить на рассвете 22-го июня молодые патриоты. В прошлом году пришло человек 30. В этом году обещались 300—500, но отец Максим уже не поверил, клириков собирать не стал — и спокойно отслужил один, встретив единственного патриота, дошедшего от Могилы неизвестного солдата.

За вечерним чаем «Очаг» обсуждают не без иронии. Нам больше всего запомнилось набрасывание колечек на штыри и православное лазание по канатам. А идея «изучать Евангелие» вызвала ассоциацию с многоразличными протестантами и евангелическими сектами.

10-е августа, четверг

О том, что с нами было

Сейчас для вас мы вспомним,

А может, и не вспомним,

Но все-таки начнем.

В репертуаре нашего хора появился новый хит. Намеки на его рождение были уже в начале поездки, когда Сергей Юрьевич робко бренчал на гитаре на заднем сиденье автобуса. Как настоящий музыкант, он упражнялся каждую свободную минуту. В конце концов было единогласно высказано мнение хора и батюшки на этот счет: хочется немножко тишины. Сергей Юрьевич не сдавался: он репетировал вне стен монастыря и автобуса, мечтая сравняться в мастерстве с Эриком Клэптоном. Его упорство было вознаграждено: сегодня утром, когда мы ехали на первый концерт в социальный центр, он беззвучно наигрывал «Пластилиновую ворону». И вдруг услышал голос отца Максима: «На концерте будут дети. Надо спеть что-нибудь для них». Это был намек, и все его правильно поняли: мы ведь профессионалы, что нам стоит «репетнуть» пару раз и выйти на сцену. Сразу выявились лидеры: конечно же, Сергей Юрьевич (единственный человек, знавший текст полностью), Виктор, Глафира (мастерски исполнившая «Ку-ка-ре-ку»), Варвара и Саша.

Дети, как выяснилось, плохо знают текст. Гораздо дружнее они подпевали песням «Березы» и «Катюша», что очень порадовало пожилую часть публики. Концерт прошел несколько сумбурно, но успешно.

Отец Феофан пригласил нас на трапезу и Казанский храм, в котором он служит настоятелем. Храм никого не оставил равнодушным.

Его собрали из бревен и решили не отделывать, а потому благодаря необработанному дереву он очень светлый и, по выражению отца Макима, «теплый».

И снова трапеза. Еда для нас уже — очередной пункт в расписании. Никакого ажиотажа не вызывает ни пирог с черникой, ни другие лакомства, предлагаемые радушными хозяевами.

Отец Феофан особенно проникся песнопением «О раю, мой раю». С усилием вспоминая без концертных папок слова, хор исполнил этот и несколько других наших хитов.

Следующий пункт назначения — Центральная клиническая больница Егорьевска. Приятной неожиданностью было увидеть «своих» людей, посетивших нас в «заморской» земле. Наша прихожанка Ирина Васильевна Силуянова (крупнейший специалист по биоэтике) выступила перед персоналом и пациентами больницы с речью о медицинской этике. Слушатели были явно заинтересованы. Миссионеры тоже кое-что вынесли для себя, ознакомившись с текстом клятвы Гиппократа. У языческого документа оказалось вполне христианское содержание. Отец Максим провел духовную часть концерта сам, показав связь между тремя главными профессиями — врача, учителя и священника. «Главное, — сказал он, — чтобы это были не лекарь-калекарь, учитель-мучитель и поп-толоконный лоб.

У миссионеров появились и поклонники: благообразный мужчина за два дня посетил уже три концерта, а последний записал на диктофон.

Вечер провели в усиленной работе над новым шедевром — «Пластилиновой вороной», которая пока еще не успела надоесть.

 

 

Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале