Дневник миссионера 2
Путешествие продолжается, миссионеры дают концерты благоустраивают источники, общаются с детьми и наперебой рассказывают о своих приключениях
7 августа, понедельник.
В программе – концерт в детском военно-патриотическом лагере «Ракета». Это должно было практически означать, что нам в принудительном порядке приведут несколько отрядов … боксеров. Младшим будет по 8 лет, а старшим по 15. Все нервничают, особенно ведущие духовной части. От нервов ли, от чего ли другого – приезжаем к месту чуть не за час. Идем репетировать в лес да поле. По дороге на нас несется какой-то нервный бык. Ему от нас передалось. Но он на самом деле собакой интересовался, а не нами.
А детишки оказались очень радостные, особенно те, что уселись в первые ряды. Вроде прохладно, а они ничего, терпели.
О. Максим устроил конкурс: кто больше заповедей назовет. Поскольку до того говорили о правилах лагеря, батюшке назвали еще «закон горна» и «закон территории». Но есть в русских селеньях и очень подкованные отроки, которые начали с «не сотвори себе кумира», а дошли до любви к Богу и ближнему.
Концерт сократили предельно: большинство зрителей – девочки лет десяти. В светской части один зритель плюхнулся с дерева, аки новый Закхей-мытарь. Многие рванули его поднимать.
После концерта детишки плотно облепили батюшку. Всем хотелось потрогать крест. Но как ни старались, его не оторвали. А вокруг сновали все от матушки до последнего миссионера с фотоаппаратами, штампуя снимки на тему «Ленин и дети».
А финал – поиск грибов в лесу. Уж кто что найдет. Кто-то белые нашел, кто-то целый пакет рыжиков. Я, например, сотню поганок. Зато все мы нашли малину и некоторое время её бескорыстно ели. Некоторые заблудились, ухитрились пересечь лес и выйти ко входу в часть, где нас кормят. Шли они за «человеком в белом», и все их спрашивали, не было ли у него нимба и крыльев. Только о. Максим не умилился, а послал их грибы чистить. Грибы съели вечером. Просили: «Братья и сестры, простите, если что не так собрал».
Концерт в лагере и впрямь был воспринят слушателями благодарно. Еще бы, ведь притча о милосердном самарянине в пересказе о. Максима выглядела так: «ну да, напали разбойники. Побили, но не убили – это было не заказное убийство, нет, а так, вооруженное ограбление». Так что, благосклонные читатели, запоминайте – вдруг придется просвещать малолетних!
Песни слушали тоже на ура. Сергей Юрьевич, мужественно увенчавший свою главу буденовкой, исполнил «Смуглянку» чуть не на «бис», тем более, что сюжет этой песни, видимо, был знаком не всем, потому что когда любовная коллизия счастливо разрешилась, раздалось восхищенное «Вау!»
Сбор грибов в тот день – особая статья. Вроде, немного их нашли. Но как же мы обрадовались, что немного, когда пришлось их чистить! Всё больше проникаюсь нашей компанией: как охотно все бросились помогать «провинившимся» разделывать грибной улов! Не знаю, кому как, а мне эта чистка грибов и болтовня в нежилой уже палатке, почему-то кажется что запомнятся.
8 августа, вторник.
Давно уже мы вместе ходили на святой источник на месте явления чудотворной Казанской иконы Божией Матери. Когда-то была там купель, а теперь на ее месте две ямы, над водой склонились камыши и крапива. Канавки от источника к купели уже нет… В тот же день решено, что это – одно из лучших мест приложения нерастраченных сил, особенно у тех, кто не поет в хоре. И почти каждый день собирались копать канавку, да то дождь не позволял, то просто не складывалось. Наконец, двое отпросились остаться на источнике.
Мы пришли туда с ведрами, лопатами, косой и намерением углублять купальню. Андрею Рыбакову суждено в этой поездке быть первопроходцем: он настилал пол в Михаило-Архангельском храме, теперь примеривается, как начать благоустройство источника. К сожалению, вода от дождей поднялась по меньшей мере на полметра. Была идея ее вычерпать. Расчистив небольшой сход к купели, с этого и начали. Разумеется, результат измерялся не понижением уровня воды в купели, а размерами болотца в сторонке, где воду выливали. Вычерпывать нужно было, только если мы жаждали монашеского подвига. Полтора часа мы его и жаждали, обмениваясь рассказами о послушниках, поливавших головешки, так что они расцветали по Божией благодати, или о тех, кто с утра строил, а вечером разбирал стену, и бесы не могли подступиться к вечно занятому человеку. А потом, когда Андрей перетаскал ведром около тонны воды, а купель на полсантиметра обмелела, мы решили еще и оставить от своей работы какой-нибудь след. Тогда мы выкопали вокруг купели камыши и крапиву. Большую часть травы сложили горой в сторонке, а все-таки и вокруг источника было ощущение, что Мамай прошел. «Напылили кругом, накопытили», — вспомнилась одна из любимых песен нашего хора.
Трудники чудесно провели день: небо в первый раз за поезду было таким синим, летали над водой огромные стрекозы, а лягушки были такие большие, что мы благодарили их за борьбу с комарами.
А главное – за день успешно соскучились по нашим сотоварищам и по их песням. Поэтому вечером едва дождались их и были рады встрече!
Тем временем…
Пока добровольцы – Саша Сопова и Андрей Рыбаков благоустраивали источник, мы отправились в поселок Шувое, где по плану у нас был молебен на месте будущей часовни и концерт в местном клубе.
Место будущей часовни – поросший травой пятачок позади типовой пятиэтажки. Кроме нас и сослужащих о. Максиму троих местных клириков собралось человек десять. Кто то пришел целенаправленно, прочитав объявление о данном мероприятии, кто-то присоединился, просто увидев сие действо и услышав наше пение.
По окончании, благоразумно предваряя чаемую народом раздачу святой воды, приглашаем на концерт. Набрав воду, народ подтягивает в клуб, где уже собралось некоторое количество зрителей. Всех вместе их не так уж мало, почти целый зал, разного возраста и статуса: военные, пенсионеры, дети, да и среднего возраста люди есть. Я благодарна им уже за то, что они добровольно, в удивительно погожий для последней недели день, сидят в холодном сыроватом помещении, чтобы послушать нас.
Концерт проходит неплохо. Миссионеры помнят главную заповедь выступающего – на о. Максима не смотреть. Благо, это не трудно, потому что свет рампы бьет в глаза и зала совсем не видно, кажется, что говоришь в пустоту…
Однако, зал, кажется, благодарен. Те, кто выходит покурить или сбегать на почту, пока та не закрылась, возвращаются. А среди объявлений клуба рядом с нашим официальным типографским плакатом висит самодельное, членами клуба нарисованное симпатичное объявление, что, мол, выступим мы и исполним «Песни о России, народные, православные – самые популярные и любимые!» интересно, каких же хитов от нас что ли ждали? Плакат, однако, душевный нарисовали.
Но хор наш и впрямь, как кажется на мой несправедливый взгляд, поет все лучше и лучше: солисты не тушуются, гитары дружат друг с другом, а «Лапти» и «Смуглянка» неизменно вызывают оживление в любом зале. Но народу нас добрый. Тётушка из клуба сказала мне, указывая на разрытую вдоль и поперёк улицу: «Вот видите, вы нам душевное тепло привезли, а тут нам телесное тепло проводят, теплотрассу прокладывают». Я подивилась сравнению.
Затем едем на Егорьевский аэродром. Обедать. Сначала народ смотрит на обильную трапезу с опасением, ибо после нее обещали что может быть покатают на вертолетах. Но к десерту выясняется, что пилотов нет, поэтому можно есть спокойно…
Вот уж воистину, привечают нас в этих местах не по заслугам.
Едем в гости к о. Анатолию в Рыжево, где он служит во вновь построенном храме рядом с источником Казанской Божией Матери. Осматриваем храм, в котором будем петь субботнюю всенощную, идем на источник. «Я только на крещение окунаюсь», — замечает о. Анатолий … и с изумлением наблюдает, как вся наша группа с энтузиазмом собирается в купальню.
Искупавшись в источнике, успев поесть брусники и черники в рощице, едем к другому хозяину – о. Феофану.
Нам долго и вдохновенно рассказывают историю Введенского храма, который переменил три места и не закрывался все годы советской власти. Потом идем в баню – некоторые впервые, зато для этих некоторых открывается смысл выражения «С легким паром».
Так потихоньку заканчивается очередной день нашей поездки.
Кстати, монастырь «вступил в свои права»: часть девчонок попросили выехать из оккупированной трапезной в мансарду, а оставшимся выдали «для благообразия» единообразные покрывала, и теперь за
порядком следим не только мы сами, но и матушка Маргарита и о. Максим. Ну и правильно. Так и надо нас воспитывать!
9 августа, среда.
Погода решила не баловать: с самого утра зарядил дождь. Первый концерт был намечен в доме престарелых, что находится прямо напротив монастыря. Не знаю, что вынесли с концерта насельники этого заведения – в смысле миссионерства. Трудно представить, как думает и чувствует человек, который в несколько раз тебя старше, да еще и обременен разнообразными немощами. Но наши старались. В любом случае, разнообразие мы в их жизнь принесли.
После обеда – запись на егорьевском радио. Сначала говорят о. Максим и матушка Маргарита, потом хор исполняет несколько песен. Первая, так сказать, студийная запись. Гитаристам мерещатся непростительные недостатки в их игре, поющие от волнения забывают концертные папки и рвут сарафаны. Ноты нашли. Сарафаны зашили в автобусе. Потому что следующим в планах был Доме культуры «Пегас». Удивительные у нас организаторы общественных мероприятий! Ни перед кем не робеют, командуют, как генералы: «На сцену – вот туда, до конца, в карман и через карман на сцену выходите!» Вот в районе «кармана» (это, видимо, коридорчик из холла на сцену) мы и оставили миссионеров. А сами пошли в Интернет-кафе писать отчет!