Патриарх Ириней дал первое большое интервью в качестве предстоятеля Сербской Церкви
25 января Святейший Патриарх Ириней ответил на вопросы журналистов и высказал свою точку зрения по ряду проблем современного положения сербов как в странах-бывших республиках Югославии, так и в диаспоре, а также рассказал о возможности визита Папы Римского Бенедикта XVI в Ниш.
Относительно положения сербского меньшинства в Косове и Метохии патриарх Ириней заявил, что сербы в крае «находятся в тяжелейшем положении, самом тяжелом, которое когда-либо там существовало». «Столько мучений, столько страданий и столько гибели среди тех, которые там остались, - этого история не забудет. Трагедия в том, что могущественные силы знают об этом, но делают вид, что этого не видят или что все это им незнакомо. Они встали на сторону тех, кто нас выгоняет в течение более 100 лет с косово-метохийских просторов. Многие, будучи не в состоянии сопротивляться, бежали, и сербское население края становится все меньше. А те, которые хотели бы вернуться, не имеют никакой возможности это сделать. Те же, которые сейчас там живут в своих домах и своих небольших владениях, не уверены, что вернутся живыми, если выйдут из своих домов. Трагедия этого народа - глубочайшая трагедия в сегодняшнем мире» - сказал патриарх Ириней.
Затронув тему нестабильных отношений между Республикой Сербской и Федерацией Боснии и Герцеговины, двух субъектов на территории единого государства Боснии и Герцеговины, патриарх выразил надежду, что благодаря разумным действиям политических руководителей будет найден «наилучший путь, который устроит и сербский народ, и Федерацию Боснии и Герцеговины». «Веруем, что проблемы будут решены способом, приемлемым для обеих сторон, полезным для нашего народа и для всех наций, которые там проживают» - сказал патриарх Ириней.
На вопрос о прозвучавших недавно в среде хорватских националистов высказываниях о необходимости создания так называемой Хорватской Православной Церкви (первая попытка ее создания была предпринята в годы Второй Мировой войны хорватскими усташами при поддержке немецких оккупационных властей), патриарх Ириней сказал:
«К сожалению, с народом Хорватии наш народ имеет многовековые проблемы, которые все более углубляются. Там наш народ более всего пострадал в недавнем прошлом. К сожалению, и аппетиты соседей в последнее время приобрели новые размеры, дело доходило и до прозелитизма, и до создания невыносимых условий для проживания нашего народа в Хорватии.
Надеемся, что новая власть в Хорватии (в республике 10 января 2010 г. был избран новый президент, композитор И. Йосипович, глава Социал-демократической партии - М.Р.) будет более демократичной и что будут найдены пути решения этой проблемы и способы ее преодоления, будет восстановлена единая гуманная, человеческая, демократическая и, в конце концов, единая христианская основа и найден христианский путь общения между нашим народом и братьями-хорватами. Ибо мы имеем одно Евангелие - как основу нашей веры. И на основе Евангелия мы найдем наилучшее решение вопроса о сосуществовании».
Комментируя положение в Черногории, где местное население разделено между православной канонической митрополией Сербской Церкви и раскольнической так называемой «Черногорской Церковью», Патриарх связал его с отделением Черногории от Сербии и высказал мнение, что «разделение, которое произошло между Черногорией и Сербией, - есть безумное и неразумное дело».
«Мы единый народ, хотя не раз от этого отрекались. И в это тяжелое для всего нашего народа время вместо того, чтобы приблизиться друг к другу, дело дошло до разделения, которое нельзя ничем оправдать. Поймут ли и они это? Не знаю. Вероятно, за этими событиями стоят некие могущественные люди, которые, может быть, этим руководят, и все это от них зависит.
Я не могу понять, как может черногорец не признавать сербство как свою матицу (слово "матица" имеет несколько значений, связанных общим смыслом: это и пчелиная матка, и метрические книги, и фарватер реки, и центральное учреждение по отношению к филиалам, и сборники религиозных и нравственных статей на древней Руси, и балка в деревянном доме, поддерживающая потолок, - М.Р.), как свой народ. И здесь, в Сербии, мы делимся на шумадийцев, босанцев, войводжан..., но наша матица, наши корни в одном народе - в сербском народе», - подчеркнул патриарх Ириней.
С особым приветствием Святейший Патриарх обратился к сербам, проживающих вне пределов стран бывшей Югославии, и призвал их беречь свой родной язык и свои культурные и религиозные традиции в тех странах, где они проживают.
«Надеюсь, наш народ не утратит свою принадлежность к Православной Сербской Свято-Саввской Церкви - во главе с нашим великим соотечественником святым Саввой. И будет достойно свидетельствовать о себе, о своем происхождении тем народам, среди которых сейчас сербы проживают. Это необходимо для того, чтобы в течение своей жизни сохранить и передать потомкам великое богатство нашей культуры, которая является частью европейской, византийской культуры средних веков, которая, как известно, является основанием современной культуры, новой науки и нового развития и прогресса как европейских наций, так и американской», - сказал глава Сербской Церкви.
Комментируя присутствие главы непризнанной православным миром Македонской Православной Церкви архиепископа Охридского и Македонского Стефана на состоявшей 23 января интронизации патриарха Иринея и отвечая на вопрос о состоявшихся контактах, Его Святейшество заявил: «Двери нашей Церкви открыты для наших собратьев из Македонии. Мы бы обрадовались не меньше, чем и они сами, если бы был найден способ, чтобы вновь вступить в благодатное единство единого народа в Церкви Христовой при их полной автономии. И чтобы между нами действительно были контакты, прежде всего - литургическое общение. Наши двери для разговора открыты, хотя сегодня проблемы более сложны, чем ранее. Но нет проблем, которые нельзя решить по обоюдной доброй воле. Уверен, что может быть найдено решение этой действительно глубокой раны на Теле нашей Церкви!».
Более подробно новоизбранный патриарх, который является также председателем Комиссии Святого Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви по подготовке празднования 1700-летия принятия Миланского эдикта, рассказал о предстоящих в честь этого исторического события торжествах и экуменических контактах, которые в этой связи могут произойти.
Главные мероприятия пройдут в Нише, так как в этом городе родился подписавший эдикт о веротерпимости св. император Константин. «Миланский эдикт касается и Церкви, и христианства, а следовательно, и христианских государств, и христианской истории, и христианской культуры. Предполагаю, что в Нише пройдут важные для нашей страны мероприятия. Не исключено, что другие страны пожелают, чтобы торжества в Нише стали центральными и для остальных государств и Церквей Европы. Мероприятия, вероятно, пройдут и в других городах, связанных с императором Константином, особенно в Милане, Йорке, Мюнхене и других. В том числе и в восточно-православных Церквях, так как гонения на христианство в большей степени происходили на Востоке, чем на Западе. Мы обратимся в этой связи к Иерусалиму, Александрии, Стамбулу, России, Болгарии, Греции...
Весьма вероятно, что тогда в Нише состоится и экуменическая встреча. Существует желание у Римского епископа-Папы, о чем мне известно, принять участие в этих мероприятиях и во время их проведения встретиться с представителями Православных Церквей. Но официальных сообщений по этому поводу пока не было.
Это возложило бы на Сербию почетную роль, потому что это была бы первая встреча представителей столь высокого ранга Восточных и Западных Церквей после великого раскола 1054 г. И было бы хорошо, если бы подобная встреча произошла в городе, где родился император Константин, который, объективно говоря, «переломил» историю. До Миланского эдикта мир шел по одной колее, но затем началась новая эпоха развития не только христианства, но и всей христианской культуры, которая принесла исключительно богатые плоды для человечества и всего мира.
Что касается визита Папы, то это дело Римско-Католической Церкви. Для нас это был бы визит, который Сербская Православная Церковь только бы приветствовала. Это был бы удобный случай не только для экуменической встречи, но и для диалога, может быть, «золотой» случай для постановки вопроса о повторном объединении и начала разговора, хотя это очень долгий путь и процесс, так как прошло много веков с момента разделения».