На краю Востока и Запада
Совместный проект издания «Татьянин день» и журнала «Мы в России и Зарубежье»
Есть один факт, который властно господствует над нашим историческим движением, который красною нитью проходит через всю нашу историю, который содержит в себе, так сказать, всю ее философию, проявляется во все эпохи нашей общественной жизни и определяет их характер, который является в одно и то же время и существенным элементом нашего политического величия, и истинной причиной нашего умственного бессилия, это - факт географический. П. Я. Чаадаев. Апология сумасшедшего
Россия несет тяжелый крест, неподъемный больше ни для кого другого. Этот крест – в удержании немыслимо огромных пространств. Ладно, если бы удерживать приходилось только пространства. Вся тяжесть креста – в объединении и удержании их обитателей, отличающихся расово-этническим многообразием, в сплочении и постоянной мобилизации российского народа в борьбе с внешними и внутренними угрозами. Где-то на краю необъятной нашей Родины, откуда ближе до столицы Мексики, чем до Москвы, на Чукотке, среди вечной мерзлоты, холодных морей Северного Ледовитого и Тихого океанов, пронизывающего северного ветра и белых медведей живут одни из самых малочисленных народов России – чукчи и эскимосы. Чукотка – самый удаленный уголок нашей страны. Если посмотреть на карту мира и разделить ее на две части — Западное и Восточное полушарие, — то можно заметить интересную деталь. Если Иерусалим — это центр мира, то все, что лежит ближе к мировым морям и океанам, является краями земли. Чукотка — край Восточного полушария и край Западного полушария; это край земли, о котором говорится в Священном Писании (Второзаконие. Гл. 28, ст. 49; Книга пророка Иезекииля, гл. 47, Псалом 45 и другие места). Говоря о бесконечно далекой Чукотке, важно иметь в виду не только ее географическую удаленность, но и нашу отстраненность от нее. Мы погружены в решение собственных насущных проблем, лишь изредка участвуя в дискуссиях о судьбе всей России в период глобализации и вступления в ВТО. И мы совсем не обращаем внимания на малые народы нашей страны, на их беды и нужды, страдание и падение.
Кафедральный Собор Святой Живоначальной Троицы. (г.Анадырь) – самый большой деревянный храм в мире | |
История Чукотки – сплошная череда злодеяний западной цивилизации. Царская власть, дойдя до края Земли, принесла на Чукотку алкоголь, табак, сифилис, оспу, корь, перед которыми аборигены оказались совершенно беззащитными. Чукчи и эскимосы начали вымирать. Царские наместники не оказывали никакой помощи погибающим жителям Северо-востока. Христианизацией Чукотки и Камчатки правительство и синод занимались также без особого рвения и не добились практически никаких результатов.
Советская власть, напротив, попыталась «спасать» местных жителей. Под флагом культурной революции началось решительное наступление на пережитки, предрассудки, суеверия и невежество. Христианизация окончательно прекратилась, однако началась активная борьба с шаманизмом. Из оленеводов и охотников на морского зверя советская власть пыталась сделать квалифицированных инженеров и врачей. Проводилась активная коллективизация. В результате у местных жителей совершенно отбили интерес к оленеводству и морскому промыслу. В тундре возникла острая нехватка кадров. Таким образом, к середине двадцатого столетия чукчи и эскимосы были полностью лишены привычного им уклада жизни, как в материальном, так и в духовном плане.
После распада СССР положение чукотских аборигенов резко изменилось. В стране установились рыночные отношения, главная цель которых - прибыль. Продавцы стали завозить на Чукотку не то, что необходимо ее жителям, а то, что выгодно самим продавцам. Овощи, фрукты, мясо, молочные продукты привозить было слишком дорого, да к тому же эти продукты не могут долго храниться, а списывать их за истечением срока годности вообще никто не мог себе позволить. Сразу можно было разориться. Вот и стали наши предприниматели отправлять на Чукотку самолеты, загруженные дешевой водкой, спиртом, сигаретами, макаронами и тушенкой. После этого чукча и водка окончательно утвердились в сознании всех россиян как неразрывные вещи, а макароны с тушенкой стали на Чукотке национальным блюдом. В годы становления российской демократии на Чукотке началась «эпоха» повального алкоголизма и распада традиционного института семьи. После советских экспериментов с местным населением новая власть пришла к выводу, что надо вернуть этих людей к исконным занятиям: оленеводству и охоте, сделать их хозяевами стада и земли – словом, вернуть в тундру. Вот только возвращать было уже некого. Сегодняшние жители Чукотки – это не те чукчи и эскимосы, которых когда-то загоняли в совхозы. Это – новые поколения, выросшие в интернатах и тундры не знающие.
Ельцинская эпоха также открыла Чукотку для проповедников различных конфессий. В это время туда хлынули многочисленные христианские миссии. Одними из первых в округе обосновались баптисты. Их молитвенные дома есть практически в каждом населенном пункте Чукотки.
Таким образом, двадцать первый век уникальный арктический этнос встретил, имея большой религиозный опыт. В сознании добрых и открытых чукчей и эскимосов окончательно все смешалось: и атеизм, и язычество, и христианство. К тому же, чукчи могут в скором времени познакомиться и с таким верованием, как сознание Кришны. Дело в том, что несколько лет назад главный раввин России предложил обществу сознания Кришны построить свое главное храмовое сооружение именно на Чукотке, а не в Москве. Видимо, для него Чукотка слишком далекое, не требующее особого внимания к себе место. Как будто всё равно, что будет с малочисленными народами Чукотки. Станут ли они пасти своих оленей в оранжевых нарядах под песни «Хари Кришна…» или окончательно исчезнут с лица Земли, так и не сумев приспособиться к очередным реформам.
10-метровый памятник Святителю Николая Чудотворцу на скале Анадырского лимана |
||
Сейчас на Чукотском полуострове проживает около пяти тысяч чукчей и примерно пятьсот эскимосов. Они живут в селениях с христианскими названиями: мыс Святого Креста, залив и поселок св. Лаврентия, поселок Провидения, мыс апостола Фаддея, имеют самый большой деревянный храм в мире и отмечают праздники, уходящие своими корнями в далекое языческое прошлое. Праздник кита, праздник молодого оленя, Корюшкин фестиваль. Проводы зимы начинаются, как правило, с обряда благодарения духам северной Земли, затем следуют обрядовые национальные танцы, различные конкурсы и соревнования по национальным видам спорта. После этого все расходятся по своим молитвенным домам, в основном баптистским, так как на всей территории Чукотки открыто не более десяти православных храмов. Вечером, успев за весь день помолиться и христианскому Богу, и языческим богам, местные жители начинают главный «обряд» – употребление огненной воды, на чем праздничный день жителя Чукотки заканчивается. Население Чукотки спивается катастрофическими темпами. По данным Совета Думы Чукотки по вопросам молодежной политики на начало 2006 года первичная заболеваемость хроническим алкоголизмом за последние 5 лет выросла почти в 3 раза (что в 5,4 раза превышает общероссийский показатель!). Женский алкоголизм за этот же период увеличился в 5,9 раза. Алкогольные психозы выросли почти в 2 раза. Отмечается рост злоупотребления алкоголем у детей в 3,4 раза, у подростков – в 6,3 раза. Смертность от хронического алкоголизма за 5 лет увеличилась в 1,8 раза. В 5,4 раза произошел рост самоубийств, суициды отмечаются даже среди детей и подростков.
Каждый день эти люди первыми на планете встречают рассвет. И дело идет к тому, что им скоро придется встретить свой закат. Взгляд на древнее и богатое прошлое Чукотки, прошедшей не через одну катастрофу, позволяет надеяться, что она преодолеет и сегодняшние трудности. И мы, православные христиане, не должны забывать о том, что Церковь есть единый Дом Отца нашего. И не должно быть, что престол в золоте, а вход в развалинах. Мы должны проявлять заботу о малых народах и отдаленных регионах как братья во Христе, чтобы сохранить их для Церкви и для нашего отечества.