Египетские истории: детство Христа и проповедь Марка
Египет: популярные курорты и … колыбель христианства
Вид с горы Моисея |
При упоминании о Египте многие наши современники вспоминают о курортах Шарм-эль-Шейха или Хургады, реже на ум приходят бесконечные династии египетских фараонов, сонм египетских божеств и другие картинки знакомой со школы древнейшей истории. Однако с этой страной неразрывно связаны многие события Ветхого и Нового Завета, а также становления христианства. На египетской горе Синай Моисей получил скрижали завета с десятью заповедями, в Египет бежало Святое Семейство вскоре после рождения Спасителя, в Египет принёс благую весть апостол Марк и основал там христианскую Церковь. Истоки монашества, без которого нельзя представить христианство, также уходят в подвижнический подвиг первых египетских пустынных отцов. Египетские христиане — копты — существуют и сегодня, и несмотря на то, что живут они в мусульманской стране и прошли через долгие годы гонений и притеснений, коптская община Египта находится на подъёме во всех отношениях — и в демографическом, и в экономическом, и во многих других. Так кто же такие копты? Как в лоне богатейшей древнеегипетской культурной традиции возникла христианская Церковь и что она представляет из себя сегодня?
От «до н.э» — к «н.э»
После величайших взлётов древнеегипетской цивилизации Древнего, Среднего и Нового Царств за 300 лет до Рождества Христова Египет стал частью эллинского мира. Александр Македонский основал на берегу Средиземного моря свою египетскую столицу Александрию. Один из его военачальников Птолемей стал зачинателем новой династии египетских царей — Птолемеев. Древние египтяне, потомки Хеопса, всех Тутмосов, Рамзесов и Аменхотепов, вошли в новую цивилизацию. Их язык, сохраняя исконную структуру, жадно вбирал в себя новомодную греческую лексику. Обновлялось иератическое письмо, иероглифы упрощались. И все же, нововведения не уничтожили, не растворили египтян в греках. С 30 года до Рождества Христова страна стала частью Римской империи.
«Египетское» детство Христа
И вот, именно сюда, в Египет, привезли младенца Иисуса.
Родившийся под самым сердцем Святой Земли, в нескольких километрах к югу от Иерусалима, в яслях вифлеемских, Господь Спаситель после принесения в Иерусалимский храм к Симеону Богоприимцу, был переправлен далеко на запад, в Африку. Здесь, в земле Хамовой, прошли первые Его младенческие годы. И Египет стал колыбелью христианства. Именно египтянам посчастливилось видеть Его маленьким ребёнком. Письменных свидетельств об этом периоде жизни Иисуса не обнаружено, но сохранились легенды, например, о селении близ Мемфиса, в котором Святому Семейству не дали хлеба, после чего там никогда больше не родился хлеб. Теперь это место находится в городской черте Каира. Сказание красноречиво свидетельствует о том, что в других местах Святое Семейство обретало кров и заботу. Всюду люди видели, что перед ними не обычный ребёнок, да и слух о предсказании Ирода успел уже распространиться. Иосифу, Марии и Богомладенцу пришлось много скитаться по Египту, но, скорее всего, не потому, что они сталкивались с отсутствием гостеприимства, а потому, что всюду шныряли Иродовы ищейки.
Люди своими глазами видели, как деревья склоняли ветви с плодами к Богородице Деве, как от одного взгляда необычного мальчика разрушались языческие идолы, как в безводных местах из-под земли выбивались источники к ногам Святого Семейства, как приходили к младенцу звери, чтобы поклониться Ему, побыть рядом. Всё это до краев наполнило будущие коптские легенды.
Благодаря этим сказаниям, египтяне довольно быстро и охотно приняли веру в Христа. Бывшие язычники, поклонявшиеся Осирису и Амону Ра, Исиде и Птаху, пришли к истинному единобожию. Христианами они и остались до наших дней.
Начало египетского христианства. Проповедь апостола Марка
По преданию, заслуга в обращении египтян в христианство приписывается евангелисту Марку, поэтому он очень почитаем современными египетскими христианами.
Апостол Марк был одним из 70-ти апостолов, которые восприняли «благую весть» от первых двенадцати учеников и были посланы вместе с ними «нести Слово Божие, Благую Весть» миру. Предание гласит, что апостолы разошлись в разные стороны, чтобы проповедовать новое учение. Евангелист Марк был послан в Египет и, по свидетельству христианского историка Евсевия, «проповедовал там Евангелие, им написанное, и основал церкви в самой Александрии».
Монастырь святой Екатерины |
Ещё юношей Марк, иудей по происхождению, присоединился к христианам и стал ближайшим учеником апостола Петра, который упоминает его в своем Первом Послании (1 Пет. 5:13). Марк составил Евангелие по рассказам Петра. Евсевий отмечает: «Свет веры настолько озарил разум слушателей Петра, что они не сочли достаточным услышать только устную проповедь. Они всячески уговаривали и убеждали Марка, чтобы он оставил для них запись учения, переданного им устно; они не оставляли его в покое, пока не принудили его; они — причина написания того Евангелия, которое называется Евангелием от Марка».
Коптская традиция гласит, что первым египтянином, которого обратил в христианство Марк, был некий Анианус. По легенде, Марк однажды шёл в небольшой египетский городок по каменистой тропе. Неожиданно ремешок его обуви разорвался. Марк попросил сапожника починить его. Сапожник начал чинить, неожиданно поранил руку и воскликнул: «Бог один!» Марк откликнулся на его восклицание и чудесным образом исцелил руку сапожника. Затем он прочёл Библию ему и всей его семье. Оказалось, что Анианус не знал книг пророков Ветхого Завета и ему были известны только сочинения греческих философов. Тогда Анианус уверовал и был крещён. Через некоторое время Марк, чувствуя начало гонений и преследований христиан, назначил Аниануса епископом небольшой общины.
Несмотря на то, что в Египте проживало огромное количество иудеев, имевших здесь синагоги, синедрион и даже храм наподобие Иерусалимского, они не смогли помешать апостолу. Египтяне, среди которых было много свидетелей посещения страны Хэми самим Святым Семейством, с готовностью приняли проповедь Марка. Кроме того, множество иудеев сердцем услышало благую весть.
Благодаря апостолу Марку, в Александрии и окрестностях образовалось и благоустроилось несколько церквей. Марк рукоположил здесь епископов и клириков и покинул Египет на 16 лет. В 64 году он был свидетелем мученической кончины в Риме обоих своих учителей — первоверховных апостолов Петра и Павла. Сразу после этого он вновь отправился в Египет, снова проповедовал, благоустраивал основанную им Церковь. А в языческой учёной среде, в Александрийской библиотеке, основал христианское огласительное училище, ставшее почвой для взращивания христианского просвещения. Из него впоследствии вышли Климент, Пантен, Дионисий Александрийский, Григорий Чудотворец — знаменитые учителя и отцы Церкви. В Египте Марк составил и чин Литургии, сохранявшийся в продолжение многих веков. До сих пор в современном египетском богослужении используются многие молитвы, приписываемые евангелисту Марку.
В Александрии апостол Марк обрёл свой мученический венец. Шла эпоха гонений на христиан, в Риме правил злочестивый Нерон. Схваченного Марка волокли на верёвке по улицам, до тех пор, покуда он не скончался со словами: «В руки Твои, Господи, предаю дух мой!» Язычники намеревались сжечь тело, но страшная буря напугала их. Христиане, взяв тело, погребли его в каменном гробе в пещере, где проходили их молитвенные собрания. В 331 году мощи были перенесены в церковь, построенную на месте, где проповедовал апостол. В 1828 году венецианские купцы коварно выкрали мощи святого. Дело в том, что Венеция, наравне с Александрией, почитается как град святого Марка, ибо там, в окрестностях Аквилеи, он много проповедовал и тоже основал христианскую Церковь. С тех пор мощи его почивают в венецианском храме. Лишь часть их в 1968 году была передана венецианцами каирскому храму святого Марка.
Гонения: истребить всех христиан до единого. «Сейчас 2007 год от Рождества Христова (Anno Domini) и 1723 год от Святых мучеников (Anno Martyri)»
Египетские христиане высоко ценили подвиг мученичества. Марк учил их не скрываться, открыто исповедовать веру, не прятаться в катакомбах, не бегать от своих гонителей. Ведь Христос не скрывался. В эпоху гонений на христиан при императоре Диоклетиане главным годом египетского мученичества стал 284-й. Взойдя на престол, Диоклетиан решил первым делом уничтожить христианство, и римляне по приказу своего императора устроили в Египте массовую резню. Им была поставлена цель истребить всех египетских христиан до единого. Количество убитых и умученных людей не известно, но предание гласит, что весь Египет покрылся мёртвыми телами.
Евсевий описывает жестокие пытки, которым подвергались христиане, отказавшиеся отречься от Христа. «Здесь тысячи людей — мужчин, женщин, детей, презрев эту временные жизнь, вытерпели за учение Спасителя нашего смерть различного рода… Пытки и страдания, которые вынесли мученики в Фиваиде, превосходят всякое описание. Всё это творилось не несколько дней, не в течение короткого времени, а длилось долгие-долгие годы».
В Александрии Египетской родилась, выросла и приняла мученическую кончину святая Екатерина. Но в отличие от большинства египетских святых, по происхождению она не была египтянкой, происходя из греческой семьи.
Гонения оставили настолько глубокий след в сознании и памяти египтян, что они стали вести свое летоисчисление от так называемой «эры мучеников», т.е. с 284 года. Допустим, они говорят: «Сейчас 2004 год от Рождества Христова (Anno Domini) и 1720 год от Святых мучеников (Anno Martyri)». Причём, Новый год они отмечают 29 августа или, по новому стилю, 11 сентября, поскольку именно в этот день началось истребление христиан Египта при Диоклетиане.
Продолжение следует…
Впервые опубликовано 6 марта 2007 года