Тезисы Патриарха

Весь этот год информационные сайты и телепередачи регулярно цитировали мнение Патриарха по самым разным поводам. В его выступлениях и проповедях обозначены болевые точки российского общества, выражена ясная позиция по широкому спектру проблем - от нравственных до экономических и геополитических. Не претендуя на полноту охвата, напомним основные тезисы, сформулированные Патриархом Кириллом в первый год Патриаршества.

 

 
 

Разговор с молодежью

Красной нитью через весь год прошли встречи с молодежью. Их география: Москва, Санкт-Петербург, Нижний Новгород, Калининград, Витебск. Предстоятель говорил с молодыми людьми просто и ясно, без пафоса и дидактизма, не заигрывая с аудиторией. Он выбрал спокойную интонацию разговора со взрослыми людьми.

В Санкт-Петербурге в мае 2009 года Патриарх говорил с собравшимися на стадионе о мечте, о счастье, о призвании: «Нужно помнить, и я думаю, с этой мыслью нужно жить: мы не знаем почему, это непостижимо для нашего разума, но Бог пожелал, чтобы человек был счастлив только в нравственной системе ценностей. И как бы нас ни учили, что нравственность относительна, как бы ни разрушались наши идеалы, как бы ни помрачалась наша мечта от цинизма жизни, какие бы учителя и искусители ни говорили нам, что все это не так, все это чушь и старорежимность, - это вечная и неизменная истина: человек может быть счастливым, живя в той нравственной системе ценностей, которая была создана Богом и вложена в его природу, и другого для нас не дано».

Чтобы эти слова не казались слишком отвлеченными, Патриарх приводит примеры из жизни своей семьи и своих знакомых, доказывает, что «если мы отрываем нравственную составляющую от нашего целеполагания, от нашей мечты, то мы обрекаем себя на несчастье».

Главными темами встречи с нижегородской молодежью 11 сентября 2009 года стали труд и солидарность: «не может быть любви без реализации двух понятий, о которых я хочу сказать. Эти два понятия - труд и солидарность. Мы с вами не на профсоюзном митинге, но мы будем говорить о труде и солидарности как о духовных понятиях». Раскрывая эти понятия, он отметил, что «через труд удивительным, но реальным образом все люди оказываются связаны», а «если человек не работает, он выпадает из системы общечеловеческой солидарности». По словам Патриарха, «общество, теряющее солидарность, не способно существовать».

Это не то вульгарное понимание солидарности, которое стало общим местом в советское время, и не политический лозунг современной оппозиции. Солидарность «проявляется в молитве, в мыслях, в готовности помочь, в том числе материально. Когда люди собирают деньги, иногда разделяя свои очень небольшие финансовые ресурсы с другими, чтобы сделать операцию больному ребенку, это замечательный образ того, как работает солидарность и что она означает». Солидарность - антоним равнодушия: «Именно солидарность как сила, связывающая народ, и обеспечивает единство нации, ее целостность, ее жизнеспособность».


 

 

 Единство

Вскоре после интронизации Святейший Патриарх распорядился поставить в Тронном зале резиденции в Даниловом монастыре, помимо российского триколора и патриаршего штандарта, флаги всех стран, на территории которых распространяется юрисдикция Русской Православной Церкви. Единство паствы поверх государственных границ - одна из главных забот Предстоятеля. За этот год Святейший Патриарх дважды побывал в Казахстане, посетил Украину, Белоруссию, Азербайджан и другие страны.

В Киеве после возложения цветов к мемориалу жертв массового голода 27 июля 2009 года Патриарх Кирилл, обращаясь к президенту Виктору Ющенко, сказал: «Патриарх Московский и всея Руси живет в Российской Федерации, в городе Москве. Но это Патриарх Московский и всея Руси. И скажу больше, при образовании Московского Патриархата в Томосе, который был подписан Константинопольским Патриархом и который был принят потом всеми Восточными Патриархами, было сказано: Патриарх Московский, всея Руси и всех Северных стран».

Касаясь непростой темы уврачевания раскола на Украине, он отметил, что «исцеление придет тогда, когда мы сумеем в сознании своем сопрягать очень важные истины. Первая истина - в том, что паствой церковной являются все крещеные православные люди. Вне зависимости от их политической ориентации, от их симпатий или антипатий, от их понимания истории - это все паства единой Поместной Церкви. Если мы не будем проецировать на церковную жизнь наши политические предпочтения, то освободим нашу дискуссию от того фона, который сегодня так отягощает размышления о будущем Православия в Украине».

Во время визита на Украину Патриарх Кирилл посетил и шахтерский Донбасс, который сильно пострадал от экономического кризиса. В Никольском Кафедральном Соборе города Горловки он произнес слово, в котором затронул эту тему: «Люди честного труда расплачиваются за тех, кто стяжал миллионы и миллиарды из воздуха. Мы все вместе расплачиваемся за человеческий грех: за обман, за стяжательство, за стремление к наживе, за потерю человеческого измерения экономических отношений».

Он призвал православные народы сообща противостоять экономическим неурядицам: «Мы единый народ, вышедший из купели Киевского крещения. Существуют различия в языках, в обычаях, в темпераменте, но мы живем одними ценностями. И пока есть одни ценности, есть и эта духовная общность. А если есть духовная общность, то должна быть и солидарность, и взаимная поддержка, в том числе и в трудную годину экономического кризиса».


 

 

Во время визита на Украину самым трудным было посещение города Ровно, где наиболее остро стоит проблема отношений с раскольниками. Несмотря на перенос даты этой поездки и ряд других сложностей, Патриарх Кирилл побывал в этом городе и произнес в Воскресенском кафедральном соборе речь в поддержку прихожан канонической Церкви: «Я спустился сейчас в катакомбы и вспомнил первых христиан: их служение тоже начиналось в катакомбах. Но мы знаем, что, выйдя из катакомб, Церковь Христова всему миру проповедовала слово истины.

Я кланяюсь низко вам - тем, кто хранит веру православную, кто сохраняет любовь, несмотря на то, что есть много искушений. Я низко кланяюсь вам за вашу молитву в этих катакомбах, в которых так чувствуется благодать Божия».

Русский мир

Выступая на открытии III Ассамблеи Русского мира 3 ноября 2009 года, Патриарх говорил о том, что такое «Русский мир», и какие факторы предотвращают сегодня его распад.

«Мне кажется, что если мы будем считать его единственным центром только Российскую Федерацию в современных границах, то мы тем самым погрешим против исторической правды и искусственно отсечем от себя многие миллионы людей, которые осознают свою ответственность за судьбы Русского мира и считают его созидание главным делом своей жизни», - считает Патриарх Кирилл.

Он напомнил фразу преподобного Лаврентия Черниговского: «Россия, Украина, Беларусь - это и есть святая Русь». И в этом контексте объяснил название Русской Православной Церкви: «Церковь называется Русской не по этническому признаку. Это наименование указывает на то, что Русская Православная Церковь исполняет пастырскую миссию среди народов, принимающих русскую духовную и культурную традицию как основу своей национальной идентичности, или, по крайней мере, как ее существенную часть. Вот почему в этом смысле мы и Молдову считаем частью этого Русского мира. В то же самое время Русская Церковь является самой многонациональной православной общиной в мире и стремится развивать свой многонациональный характер».

Соотношение границ церковной юрисдикции и государственных границ Патриарх прокомментировал следующим образом:

«Мои слова не означают, что Русская Церковь ставит под сомнение ныне существующие государственные границы. Конечно, нельзя не признать, что эти границы, по крайней мере на сегодняшний день, при нынешнем характере всех этих пограничных ситуаций создают лишние препятствия между народами Русского мира. [...] Я убежден, что эти препятствия, которые существуют или которые возникают, ослабляют роль каждого из государств и их роль в международной жизни. В то же самое время наличие суверенитета может помочь нам более ответственно подходить к сохранению собственной самобытности и строить новые формы общежития на основе равноправия и взаимного уважения».

Патриарх Кирилл считает, что страны исторической Руси «принадлежат к одному уникальному цивилизационному пространству, в рамках которого накопились ценности, знания и опыт, помогавшие нашим народам всегда занимать достойное место в человеческой семье».

 
 

 

По его мнению, «ценностная ориентация нашей истории» формирует общее цивилизационное пространство Русского мира, несмотря на отсутствие общих политических институтов.

Главными факторами поддержки единства Русского мира, по мнению Патриарха, являются православная община, культура, язык и историческая память.

Он ответил и на опасения грубой экспансии русской культуры в странах бывшего СССР: «В некоторых государствах бывшей единой страны существует навязчивый страх, что поддержка русской культуры может разрушить местную национальную культуру. Это напрасное опасение. Изначально русская культура формировалась как культура, имеющая стыковочные узлы для соединения с другими национальными традициями. Истинной русской культуре чужд дух ксенофобии и шовинизма, а также подавления других культур. Если бы это было не так, то никогда из множества племен Киевской Руси не возник бы единый народ и до сегодняшнего дня не сохранились бы самые малочисленные языковые группы и народности».

На открытии Всемирного конгресса соотечественников 1 декабря в Колонном зале Дома Союзов Патриарх Кирилл назвал сплочение диаспоры в дальнем зарубежье «очень важной целью». Она важна «во-первых, для людей, живущих в диаспоре, потому что сплоченная диаспора обретает совершенно иной удельный вес в жизни принимающего ее государства. Но также это важная цель и для России, потому что в диаспоре часто проживают люди с очень активной жизненной позицией, с внутренним динамизмом, как говорят, с повышенной пассионарностью, и потеря таких людей для страны - это большая утрата. Поэтому важно продумывать средства и способы, которые бы помогли консолидировать нашу диаспору». Он вновь назвал три основных фактора консолидации диаспоры - вера, язык и историческая память и выразил благодарность первой волне эмиграции, которая «в тяжелейших экономических и политических условиях сохранила русский язык, сохранила веру, сохранила любовь к Отечеству».

 Патриарх Кирилл также считает, что «Не имеет большого значения, где человек живет. Наш призыв консолидировать диаспору не означает призыва возвращаться в Россию. В свободном обществе человек избирает то место, где он считает нужным жить. Но почему жизнь вне России должна означать потерю нашего народа? Мы так много людей потеряли в страшном XX веке: революция, гражданская война, Вторая Мировая война, катаклизмы, связанные с распадом единого государства - десятки и десятки миллионов. Мы были бы количественно совсем другим народом, если бы не трагедии XX века. Но если сейчас открытость страны приведет к резкому сокращению численности русских людей, россиян, к умалению русской культуры, то это будет непоправимой ошибкой, это будет грехом, который ляжет на всех нас».

Историческая память

Весь этот год звучали общественные дискуссии о переосмыслении истории ХХ века. Святейший Патриарх не раз касался в своих публичных выступлениях и проповедях с амвона этой темы, всегда четко артикулируя церковную позицию по поводу трагедии, случившейся с Россией в минувшем столетии.

В день памяти Собора Бутовских Новомучеников 23 мая 2009 года Святейший Патриарх служил литургию на Бутовском полигоне и в своей проповеди напомнил, что «Наша Русская Православная Церковь принесла Богу такой дар свидетельства, каковым не может похвалиться ни один народ. Трагедия XX века, унесшая сотни жизней таких свидетелей, являет собой, с одной стороны, образ дьявольской ненависти, восстающий на Бога и правду Его, но, с другой стороны, являет непреходящую красоту силы человеческого духа, каковая обретается в служении Господу». 

Так, 21 августа 2009 года во время посещения Соловецкого монастыря после Божественной литургии в Спасо-Преображенском соборе в проповеди он отметил: «Убийства и мучения происходили втайне. Мученики XX века погибали как мученики за Христа, но им не давали даже этого права. Их томили в одиночестве в замкнутом пространстве, в отлучении от мира, и многие из них, наверно, никогда не думали о том, что их подвиг, даже поименный, станет известен людям. Но замысел мучителей не оправдался, потому что со святыми мучениками был сам Господь. И какой глубокой тайной не были окружены гонения на христиан XX века, какой глубокой тайной не было окружено и это место, все стало явным - и имена святых мучеников, и имена тех мест, где проливалась их кровь».

Во время посещения Курской епархии в храме Рождества Пресвятой Богородицы 24 сентября: «Мы знаем, что в какой-то момент нашей истории народ пожелал небесное от земного отделить, от небесного отвернуться, посрамить и поругать свои святыни, сбросить с золотых куполов кресты, разрушить храмы и попытаться вычеркнуть слово Божие из своей жизни, думая, что тогда он освободится, будет свободным, счастливым, раскрепостит свои силы и, опираясь на свой собственный разум и человеческую силу, построит эту полноту времен без всякого небесного, опираясь только на земное. Мы знаем, что ничего не получилось. И наверное, Господь попустил разрушение святых храмов, поругание святынь, пролитие крови мучеников и страдания народные не для того, чтобы в бессмысленной логике соединить начало и конец, но для того, чтобы открылась нашему народу, а, может быть, через его многострадальную историю и всему миру, Божественная логика бытия, тайна воли Божией об устроении полноты времен».

Более позднего периода истории, когда кровь уже не лилась, но судьбы церковных людей по-прежнему перемалывались советской властью, Патриарх коснулся в своем слове на конференции, посвященной 80-тилетию митрополита Никодима (Ротова): «...у той реки, у этого исторического потока, в котором оказалась страна, было очень мощное течение, настолько мощное, что движение против этого течения оказывалось совершенно нереальным. Может быть, оно было таким мощным и монолитным потому, что все те, кто пытался развернуться против течения, этим течением уничтожались. И к тому времени, когда владыка митрополит вышел на свое церковно-общественное служение, все было отлажено, в том числе и в церковно-государственных отношениях. Всякая попытка церковной автономии по отношению к власти была уничтожена с корнем, никакой самостоятельной позиции, даже в мелочах, быть не должно. Все решали светские люди, которые определяли, кому быть архиереем, кому не быть архиереем, что говорить священнослужителям, что не говорить... Есть такое у нас понятие, я его очень не люблю, но оно вошло в нашу историческую науку, такое понятие, как «сергианство». Само по себе понятие с личностью Патриарха Сергия прямо не связано. Это скорее то, что Церковь переживала в более позднюю эпоху, когда было сломлено всякое сопротивление Церкви. Суть этого явления заключалась в том, что все, включая и кадровую политику, определяла власть. И вот владыка был первым человеком, который изнутри системы стал эту совершенно неправильную схему отношений Церкви и государства разрушать. У него был реальный диалог с властью, в результате которого власть очень часто меняла свое мнение. А чем иным можно было объяснить действительно многие и многие архиерейские хиротонии, привлечение к служению молодых, по тому времени - образованных людей, с новым взглядом на жизнь? Ничем другим, как его способностью переубеждать власть, а если власть отказывалась от своего взгляда на того или иного человека, значит, это был реальный диалог. Не всегда владыка побеждал, но счет всегда был в его пользу».

Темы исторической памяти Святейший Патриарх коснулся и на открытии XVIII Рождественских чтений 25 января 2010 года. Он считает, что школьное образование «призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывавшейся на протяжении многих веков».

 Первосвятитель отметил, что «Молодой человек, столкнувшийся с явлением прошлого, превосходящим возможности его воображения, но так и не ставшим фактом его собственной духовной биографии, привычно говорит себе: «В крайнем случае, если понадобится, прочту об этом в Интернете». В эпоху массового потребления значение исторической памяти обесценивается, ее пути с нашей индивидуальной памятью, с памятью нашего сердца все более расходятся. Знания о прошлом, не согретые личным отношением, становятся информационным шумом. К сожалению, не только юное, но и зрелое поколение нередко забывает о том, что мы никогда не поймем, куда нам идти дальше, пока не уясним, как мы здесь оказались. Социологические исследования показывают, что большинство наших сограждан имеет весьма приблизительное знание не только об отечественной истории, но и о своем собственном генеалогическом древе. Это знание обычно не простирается далее третьего поколения, т.е. своего деда и бабушки».

 По мнению Патриарха, курс «Основы православной культуры» «призван объяснить молодым гражданам нашей страны, в чем ценность прошлого, как мы стали тем, чем мы стали, почему наша культура ценится во всем мире и почему напитавшая ее наша вера именуется православной».

 Патриарх Кирилл занимает уникальное место в общественном пространстве современной России. Он - человек с позицией. И именно поэтому его публичные выступления становится событием не только для церковных людей. Каждую его речь растаскивают на цитаты, комментируют, с ним полемизируют. Влияние Патриарха Кирилла на общественное мнение продолжает расти.

Полные тексты проповедей и выступлений Патриарха Кирилла можно прочесть на сайте «Патриархия.ru».

Фото сайта "Патриархия.ру"
Следите за обновлениями сайта в нашем Telegram-канале